Спустя 4 года после появления в Петербурге зон комплексного развития территорий город наконец-то создает механизм их застройки. Комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного собрания Петербурга внесла в парламент проект закона "О порядке заключения договора о комплексном развитии территории". Он был подготовлен при непосредственном участии комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга, сообщили "ДП" в пресс-службе ведомства.
Законодательство о комплексном устойчивом развитии территорий (КУРТ, впоследствии слово "устойчивое" убрали и аббревиатура сократилась до КРТ) было принято в 2017 году для развития так называемых сложных территорий, например имеющих нескольких владельцев. Предполагалось, что статус КРТ обеспечит проекту ускоренные согласования с чиновниками.
Однако механизмы реализации проектов КРТ прописаны не были, и эти зоны стали использовать в Петербурге не для того, чтобы реализовать сложный проект, а, наоборот, чтобы поставить его на паузу. Например, когда в начале 2021 года комиссия по землепользованию и застройке установила зоны КРТ на 2 тыс. гектаров петербургских земель в шести районах города, в Смольном не скрывали, что это сделано для того, чтобы предупредить их бесконтрольную застройку.
В результате понятие КРТ в городе получило противоположный своему названию смысл. Оно не подразумевает вообще никакого развития территорий и играет роль своеобразного "замка" для девелоперов.
Новый законопроект как раз прописывает механизм согласования проекта КРТ. Подразумевается, что правообладатель земельного участка, включённого в зону КРТ, подаёт заявку в специальную комиссию при правительстве Петербурга, в которой должно состоять в том числе не менее семи депутатов Законодательного собрания. Общее число её членов не прописано. Комиссия может отказать заявителю либо подготовить проект договора о КРТ, который владельцу земли предложат подписать.
Эксперт комиссии по городскому хозяйству петербургского парламента Александр Карпов перечисляет целый ряд недостатков законопроекта. "Правообладатель (согласно законопроекту. — Ред.) подаёт заявку о развитии КРТ, не имея никаких исходных данных от правительства о том, какие намерения в отношении этой территории есть у комитетов Смольного, — говорит он. — Частично это отражено, конечно, в генеральном плане города. Но всегда у комитетов есть свои непубличные представления о том, как должна развиваться территория".
Обычно чиновники комитетов выдают это в качестве задания на подготовку проекта планировки территории (ППТ). "И получается, что правообладатель подаёт заявку на то, чтобы разработать ППТ неизвестно на что", — отмечает Александр Карпов. Второй, на его взгляд, изъян законопроекта — в нём не прописано участие заявителя в работе комиссии. В–третьих, в составе заявки не указана архитектурно–градостроительная концепция или аналогичный документ, ясно показывающий, как видит развитие территории заявитель.
Наконец, процесс принятия решения, согласно законопроекту, не выглядит публичным. "ППТ будет вынесен на какое–нибудь общественное обсуждение, а там условия договора уже сформулированы, фактически предопределяя ППТ", — объясняет Александр Карпов. Впрочем, он допускает, что ко второму чтению в законопроект могут быть внесены позитивные изменения.
Скептически оценивает документ и глава холдинга "Теорема" Игорь Водопьянов, у которого 178 га земли оказались в зоне КРТ.
"Если прочитать всё, что там написано, то получается следующее. У тебя есть земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с генеральным планом города и в соответствии с Правилами землепользования и застройки ты можешь осуществлять там жилое строительство, у тебя для этого есть все права. А в реальности можешь ты или не можешь — решит эта комиссия. И никаким способом оспорить её решение нельзя", — говорит предприниматель.