Ярмарка очарования: Евро-2020 как способ набить цену на футболистов

Автор фото: Анатолий Медведь

Чемпионат Европы стартует. Те, кто привык смотреть только большие турниры, потирают руки, ведь в их жизни футбол появляется раз в два года — во время Мундиаля и Евро.

А в связи с переносом континентального чемпионата это ожидание затянулось на 3 года, со времён ЧМ–2018 в России.
Раньше такое же отношение к крупнейшим турнирам сборных было не только у болельщиков, но и у боссов клубов. Игроков часто покупали, основываясь на увиденном на Мундиале, Евро или Кубке Америки. Оно и понятно: футбола на телевидении было мало, переезды для просмотров вживую были сложнее, чем в XXI веке, рынок не был глобальным, а платформ вроде Wyscout и InStat не существовало даже в зачаточной форме. Часто игроки из других стран привлекали интерес клубов после очного противостояния с командой, в которой они прежде играли. Вести футболиста, оценивая каждый его матч за свою команду на длительном отрезке, не было возможности, поэтому крупнейшие турниры сборных давали по тем временам исчерпывающее впечатление. За футболистом можно было следить в течение месяца в противоборстве с сильнейшими соперниками. К тому же, например, в составах команд из Чёрной Африки были игроки из национальных чемпионатов, а не только, как сейчас, из Европы, и крупный турнир сборных становился знакомством с ними.
Начиная же с 10–х годов XXI века произошло и ещё одно существенное изменение. Клубный футбол значительно оторвался по своему уровню от футбола сборных. Тому причиной стала и возможность сбалансировать состав за счёт неограниченного числа легионеров, и работа с клубными командами лучших тренеров мира, и планомерная ежедневная подготовка, которую невозможно организовать в сборных. Исходя из всего этого, реальную оценку игрокам намного точнее можно дать, основываясь на их выступлениях в клубах, тем более что селекция ведётся именно для игры в клубах. К тому же если малоизвестный до Евро или Мундиаля футболист выстрелит на них, то запрашиваемая сумма будет заметно повышена, а подтверждения уровня так и не появится.
Приведу два примера. На ЧМ–2014 у сборной Боснии и Герцеговины здорово отыграл полузащитник Мухамед Бешич, он был прекрасно готов физически и идеально вписан в структуру команды. На этой волне его за 5 млн евро купил "Эвертон", в котором он числится до сих пор, но игроком основы был только первые полгода, а после либо изредка выходил на замены, или сдавался в аренду. Спустя 2 года на Евро–2016 схожая история случилась с совсем юным, 19–летним поляком Бартошем Капусткой. Его за те же €5 млн купил другой английский клуб — "Лестер", 4 года он слонялся по арендам, в том числе во второй бельгийской лиге. И только прошлым летом уже бесплатно вернулся в Польшу, где стал полноценно играть за "Легию".
Обычно такие трансферы происходят под влиянием боссов клубов, когда они очаровываются за одну или две игры и навязывают своё мнение селекционным отделам. Если же говорить в целом, то большие турниры остаются ярмаркой, но очень специфичной — все товары уже известны, но их упаковывают в очень красивые обёртки и завышают цены иногда в 2–3 раза.
Подводя итог, можно сказать, что Евро или ЧМ — это турниры, на которых значительно лучше продавать, чем покупать, в силу вышеупомянутых причин. Даже сейчас с расширением Евро до 24 участников в финальной стадии не будет команд с совершенно неизвестными игроками. Разве что сборная Македонии привезёт несколько игроков из национального чемпионата или албанского первенства, но даже они специалистам более или менее известны, а три матча с Голландией, Украиной или Австрией вряд ли позволят посмотреть на них под совершенно новым углом зрения.