Бизнес на вакцине: бедняки подождут

Автор фото: EPA-EFE / Vostock-photo

Два северо-американских производителя вакцины — Pfizer и Moderna — судя по всему, пользуются пандемией коронавируса на максимальных оборотах, повышая цены и лоббируя на Западе начало вакцинации детей и подростков. От бедных стран Африки, при этом, можно сказать, демонстративно отвернулись — от них нет сверхприбыли.

"Золотая жила"

Звучит это как махровая пропаганда про злых капиталистов из США, которые эксплуатируют бедняков и наживаются на несчастье. Но с вакцинацией в странах, где основным поставщиком стали американские Pfizer, Moderna, Johnson & Johnson и англо-шведская AstraZeneca, имидж которой оказался испорчен побочными эффектами, а пиарщики не придумали ничего лучшего, чем устроить ребрендинг, переименовав AstraZeneca в Vaxzevria, происходят действительно удивительные события. И причина — огромная выручка фармокампаний для которых пандемия коронавируса стала настоящей золотой жилой. Справедливости ради стоит заметить, что Johnson & Johnson и AstraZeneca изначально провозгласили (что, разумеется, не значит, что именно так всё и будет) об отказе заработать на эпидемии. А вот американские Pfizer и Moderna ни о чём публично не обещали и, похоже, что для них коронавирус стал лучшим временем за всю историю существования этих компаний.
Аналитики Bernstein подсчитали, что только в этом году пять самых распространённых на Западе производителей вакцины заработают около 32 млрд евро. Как пишет The Guardian, победителями в этой гонке как раз окажутся Pfizer и Moderna.
Глава Moderna Стефан Бансель не скрывает, что 2021 год — переломный для компании. Впервые за 11 лет своего существования она принесёт прибыль. В конце февраля, суммируя заключённые контракты, на предприятии подсчитали, что продажи вакцины принесут ей в этом году 12,77 млрд евро. И это только прогнозы начала года. Контракты активно продолжают подписывать, так что конечная сумма явно может оказаться побольше.
Ещё больше заработает Pfizer. По подсчётам аналитиков Barclays только за счёт продажи вакцины компания в этом году заработает 21,5 млрд долларов США, в 2022 — 8,6 млрд, а в 2023 году 1,95 млрд долларов США.
Для сравнения: самая удачная вакцина, произведённая в этой компании, от пневмококковой инфекции, — в прошлом году принесла Pfizer 4,87 млрд евро, а все вакцины от этой компании вместе взятые — 5,47 млрд евро. В Pfizer не детализируют доходы от отдельных препаратов, это подсчёты компании Fierce Pharma. Они могут оказаться скромнее, чем реальная ситуация. Только за первый квартал 2021 года выручка Pfizer, согласно официальному отчёту, составила 14,58 млрд долларов США. Это не только вакцины, а вообще вся линейка производителя. Но это сразу на 45% больше, чем продажи за аналогичный период прошлого года. Сложно представить, что покупать стали резко больше всего подряд, в том числе и знаменитую "Виагру". После этих данных компания повысила прогноз своих доходов за год до 72,5 млрд долларов США.
По данным CNBC, в первом квартале этого года Johnson & Johnson заработали на вакцине от коронавируса 100 млн евро, а вся фармацевтическая линейка в прошлом году суммарно принесла 10,16 млрд евро. Вакцина от Johnson & Johnson стала последней зарегистрированной в ЕС и сейчас только разгоняется. Соответственно, только её экономический потенциал может если не перекрыть все остальные доходы компании от всех производимых лекарств вместе взятых, то вплотную приблизиться к этим показателям. В компании в этом году планируют продать порядка 100 млн доз вакцины и заработать на ней 8,33 млрд евро доходов.
Самые скромные ожидания у производителей AstraZeneca, которые два компонента своей вакцины продают за 3,6–8,33 евро. За две дозы Moderna платят по 25–30 евро, Pfizer — 25–32,5 евро.

Вакцинировать — ежегодно

Но реальные заработки производителей могут оказаться совершенно иными. Намного выше, чем эти первоначальные оценки аналитиков. Никто не знает насколько долго сохраняется иммунитет после этой вакцины и сколько доз одному человеку в конечном итоге понадобится. Уже сегодня в ЕС во всю рассуждают, что получившим полный курс в начале этого года или весной (по два компонента от Pfizer, Moderna и AstraZeneca и одного от Johnson & Johnson), уже к осени или концу года понадобиться новая вакцинация. Кроме того, как только в странах ЕС наметился коллективный иммунитет (его ещё нет, но за лето уже многие смогут похвастаться 50–70% вакцинированных или переболевших с естественным иммунитетом), сразу же стали лоббировать вакцинацию детей. До этого времени декларировалось, что всех, кому не исполнилось 16 лет, трогать не надо. Самым прямолинейным оказался генеральный директор компании Pfizer Альберт Бурла, который уже успел предположить, что прививки нужны будут ежегодно и всем подряд.
И на фоне всего этого цены на вакцины поползли вверх. В самой Еврокомиссии не раскрывают цены покупки препаратов, но о них рассказал бывший премьер Болгарии Бойко Борисов, пишет Euractiv. В пример он привёл всё тот же Pfizer. Если в первых контрактах ЕС за одну дозу платил компании по 12 евро, то в последующих она уже стоила 15,5 евро, а в контрактах на 2022–2023 год указана цена в 19,5 евро за дозу.
"900 млн доз, которые необходимы, из расчёта 19,5 евро за одну, обойдутся Сообществу в 18 млрд евро. В начале понадобится первая доза, потом вторая, третья и четвёртая…", — считал премьер Бельгии, призывая закладывать в бюджет на вакцины суммы посолиднее, поскольку сегодняшнего просто не хватит.

Бедные люди

Глава Pfizer Альберт Бурла в своём апрельском интервью испанским, французским, немецким и итальянским СМИ заявил, что хоть вакцина его компании и самая дорогая, но не стоит "дороже обеда" в среднем европейском общепите. "Вакцины сохраняют жизни людей и позволяют экономикам открыться, но мы их продаём за такую цену, за которую можно купить себе обед", — цитирует его издание Medical Express.
Он признал, что для США и стран ЕС вакцина от Pfizer продаётся дороже, а бедным странам, например, Африки, якобы за себестоимость. И тут, что называется, за руку А. Бурлу поймал New York Times, который усомнился в обещаниях компании "прилагать все усилия по вакцинации всего мира". В издании подсчитали, что 87% вакцины от Pfizer пришлись на развитые страны. Там просто больше за неё платят, а вот по-настоящему бедные страны получили только 0,2%.
Самым показательным примером стали переговоры с Перу. Pfizer объявил об "отличных взаимоотношениях" с этой страной после подписания контракта по поставке 20 млн доз вакцины, однако как впоследствии Deutsche Welle рассказал бывший министр здравоохранения Перу Виктор Замора, переговоры шли "чрезвычайно тяжело", а именно в этот момент в стране смертность от коронавируса была одной из самых высоких в мире.