Дело не в блокбастерах: факторы успеха в киноиндустрии

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

2020-й год был для кинотеатров очень непростым: режим ожидания открытий; масса юридических вопросов, касающихся взаимоотношений с арендодателями; проблемы с содержанием помещений и невостребованными запасами в кафе. Усугубляли ситуацию неопределённости сомнения, какой процент аудитории вернётся в залы.

Государственная субсидия, которую выделили на поддержку кинотеатров страны, составила 2,1 млрд рублей. Сегодня рынок практически восстановился: количество действующих кинозалов сравнялось с тем, что было в марте 2020-го. По словам председателя Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олега Березина, отрасль потеряла, с учётом недополученных доходов, в общей сложности порядка 50 млрд рублей. Падение кассовых сборов по итогам прошлого года составило 60%. С другой стороны, результаты проведённых исследований показали: 60–70% зрителей готовы вернуться в кинотеатры: сразу после открытия или на "большие премьеры". Однако, по словам участников рынка, сегодня для индустрии остро стоит вопрос: куда двигаться дальше?
Мы всерьёз задумались о том, ради чего люди ходят в кино: мы понимаем, что не просто смотреть фильмы — они идут проводить время вместе. Вроде бы, такие очевидные вещи, но они, на самом деле, меняют подход к кинотеатру. Я думаю, что в ближайшие годы мы увидим очень интересные изменения на рынке. Потому что фильм это важно, но не менее важно, куда зритель приходит: какие атмосфера, ощущения, комфорт, сервисы — что он ещё получает, кроме того, что может просто посмотреть кино. Ведь в конечном итоге мы продаём не кинобилеты, мы продаём эмоции.
Олег Березин
председатель Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК)
Если говорить исключительно о премиальном сегменте, то у кинотеатров нет "борьбы со стриминговыми сервисами". Зритель ждал, когда откроются залы, рассказывает директор галереи бутиков Grand Palace Константин Образцов. В чём секрет такой верности гостей, и какие тенденции сегодня прослеживаются в индустрии, эксперт рассказал в интервью "ДП".
директор галереи бутиков Grand Palace Константин Образцов
Автор: Сергей Ермохин
Сегодня есть несколько схем для старта релизов — одни компании сначала премьеры запускают на стриминговых платформах, а потом в кинотеатрах, другие — наоборот, а некоторые фильмы проходят мимо больших экранов…
— Да, например, Warner Bros. в конце прошлого года анонсировал схему выпуска киноновинок одновременно в кинотеатрах и в стриминге, однако уже засомневались в правильности данного подхода. Некоторые крупные компании, например, Paramount и Disney, сегодня рассматривают идею сокращения прокатного окна. Но студиям необходимы премьеры именно в кинотеатрах — в мировом прокате их выручка больше. К тому же это инструмент привлечения внимания, хороший старт рекламной кампании фильма в формате "сарафанного радио".
И хотя общего "рецепта" пока не нашли, западные эксперты уже пришли к выводу — поход в кинотеатр снова стал обретать некую повышенную ценность для зрителя.
— Согласен. Но, в первую очередь, история с запуском на разных площадках была вызвана тем, что фильмы, которые выходили в прокат в сложный "пандемийный" период, стали "не добирать". Возьмём в пример "Довод" Кристофера Нолана, который вышел не в самое удачное время и по миру, и в России в том числе, — в нашей стране релиз пришёлся на месяцы карантинных ограничений: сентябрь–октябрь 2020 года. Box office для России был неплохой, учитывая все условия, но по факту, я думаю, что фильм не собрал и половины от той выручки, которая могла бы быть без истории с коронакризисом. И это касается сейчас практически любой новинки, любого крупного кинопроекта. Множество переносов, начиная с новой картины про Джеймса Бонда. Очередной фильм бондианы "Не время умирать" с февраля 2020 года уже 3 или 4 раза поменял даты выхода. Просто обладатели прав, крупные киностудии боятся не добрать. Поэтому и появляются эти истории со стриминговыми сервисами, одновременный прокат и т.д.
В России тоже проводили исследования — в некоторых регионах выяснили, что зритель стал "по-другому" ходить в кино. Сегодня это зачастую "семейное мероприятие", по выходным — и повышенный интерес к соответствующей категория картин. А в премиум-сегменте какие наблюдаются тренды?
— Сначала прокомментирую тренд на семейные фильмы. Дело в том, что это также связано с репертуаром. Походы стали более семейными ещё и потому, что блокбастеры, фильмы на которые, в основном, идёт молодёжь от 12 до 25 лет, на длительный период ушли из проката. На этом фоне, в условиях ограниченного контента, стал стремительно расти рынок семейного, и в особенности российского, кино.
Что касается премиум-сегмента: Cinema Grand Palace не обычный кинотеатр, в классическом его понимании. Мы не похожи на остальных, начиная от репертуара, заканчивая традиционным баром, а не консешн-"попкорн-зоной". А главное отличие — в концепции. Именно поэтому наша история не похожа на средне- или общероссийскую. Я не скажу, что мы потеряли много по box-office, т.е. выручки по билетам, если не считать полгода простоя, конечно же. За эти шесть месяцев наш гость очень соскучился по кино, именно по посещению кинотеатра. У большинства наших постоянных посетителей есть свои оборудованные по последнему слову техники домашние кинотеатры. И мы все прекрасно понимаем, сколько контента за время пандемии вышло в Сети: каждый мог посмотреть киноновинки у себя дома. Но наш гость скучал именно по эмоциям "большого экрана" — потому что дома, это всё же нечто иное. Мы, скорее, говорим о некоей событийности. Это уже мероприятие. Домашний просмотр, я бы сказал, кардинально отличается от похода в кинотеатр.
Именно поэтому на сегодняшний день концепция нашего кинотеатра чувствует себя лучше остальных.
И в чём особенности этой концепции?
— Если вернуться к истории, идея подобного кинотеатра зародилась в 2012 году. Меня вдохновили несколько концепций. У нас в Петербурге были кинотеатры Jam Hall, где в предложении значилось "диванчики + суши": это была, так скажем, домашняя обстановка в кинотеатре, где можно во время сеанса поесть суши. Другая концепция, которая привлекла моё внимание — кинотеатр "Романов Синема" в Москве, который, к слову, до сих пор существует. Когда я его посетил, меня удивило, что, хотя есть расписание, но даже если в зале всего 2 человека, сеанс может быть начат, когда они этого пожелают. Расписание игнорируется — настолько индивидуальный подход. Да, конечно, цена соответствующая, но ты чувствуешь себя главным гостем на этом празднике. Тогда я подумал, что стоит попробовать сделать нечто подобное в Петербурге, в Grand Palace.
В то время у нас как раз стоял вопрос о реконцепции верхнего этажа, четвёртого торгового уровня комплекса: он был наименее посещаем — и мы задумались, что можно сделать на данной площадке, чтобы это было интересно, в первую очередь, нашему посетителю, целевой аудитории Grand Palace. И когда кинотехнологи просчитали, что высота потолков и разбежка колонн там подходит под небольшой кинозал, от 8 до 40 мест, — мы вошли в проект. Был определённый риск, ничего подобного, за исключением московского "Романов Синема", не было. Даже Jam Hall — это была немножко другая история. Но мы решили попробовать. И, на мой взгляд, не прогадали.
На протяжении всего времени существования кинотеатра он, скажем так, адаптировался под предпочтения посетителя?
— Открытие у нас было 28 февраля 2014 года, на тот момент мы использовали самое современное инновационное оборудование: звуковые системы, систему просмотра, экраны, кресла-реклайнеры — всё, что было "топовое" на тот момент. Одной из наших "фишек" стало, что мы фактически первый кинотеатр, — возможно, и в мире — который установил две альтернативные системы звучания: Barco Auro 3D и Dolby Atmos. Чтобы в одном кинотеатре присутствовали залы с разным, так скажем, конкурирующим, звуком, это, по-моему, было впервые.
Уже в процессе работы мы ориентировались на пожелания нашего зрителя, включали новые опции и сервисы. Например, изначально мы не планировали устанавливать кнопки вызова официанта в зале — на мой взгляд, это отвлекает от просмотра. Но по факту оказалось, что для нашего российского зрителя такая кнопка — маркер люкс-сегмента. Мы пошли навстречу нашему гостю и организовали обслуживание в зале.
Event-истории, мероприятия на территории, просмотр собственного контента — тоже оказались очень востребованными. Затем мы поняли, что нам нужно расширяться: изначально в Cinema Grand Palace было только 4 зала. Год назад мы открыли вторую очередь кинотеатра. Мы решили увеличить количество залов, чтобы наш гость получил более богатый выбор по сеансам, по фильмам и т.д. У нас появились полноценная кухня, свой рестобар, игровая зона. Это всё новое, что мы давали своему гостю.
У вас изначально есть и "фишка", и своя верная аудитория. А вот если порассуждать на тему, что другие кинотеатры могли бы придумать, чтобы вернуть поток посетителей? Что-то, например, перенять у вас?
— Сложный вопрос — если бы был какой-то действенный рецепт, то, поверьте, на рынке его бы уже давно применили. Нет сейчас такого понятного "руководства". Кто-то уходит в альтернативный контент, старается давать театральные постановки на большом экране, также, как и мы, — в нашем репертуаре стабильно раз в неделю есть такой сеанс. Кто-то начинает работать как лекторий, привлекать на семинары, на обучение, на какие-то познавательные программы — в залах или на территории кинотеатра. Тяжело сказать, насколько это панацея — пока, пожалуй, её таковой не назовёшь…
Мы тоже пробовали работать в альтернативных форматах — это авторское и фестивальное кино, но, к сожалению, стоимость разового посещения в 2–3 тыс. рублей оказалась высока для целевой аудитории таких специализированных площадок. Мы поняли, что далеко уходить от коммерческого, массового кино нам не следует. Это уже будет история не про деньги.
И ещё один момент: и в Москве, и в Петербурге, и по стране есть кинотеатры, которые при общей концепции демократии имеют VIP-зоны, 1 или 2 зала с маленьким количеством посадочных мест, с обслуживанием во время сеанса. Но премиальный кинотеатр, в котором нет разделения на демократичный ценник и VIP-зону — таких примеров в стране практически не было. Мы же работаем только в этом сегменте. У нас нет чего-то "обычного".
Мы остаёмся верны своей концепции и считаем, что у нас всё достаточно неплохо. Хотя, конечно, хотелось бы большего. Основное, чего нам не хватает на сегодняшний день — контента, в первую очередь. Он всё-таки несколько скуден. Ждём, когда полностью всё восстановится, — и вернётся привычное разнообразие фильмов: от блокбастеров до качественного российского и европейского кино.