Михаил Киселёв Все статьи автора
25 мая 2021, 23:37 1138

Экономика конфликта Белоруссии и ЕС: миллиард евро за посадку Ryanair в Минске

Россия. Санкт-Петербург. Иллюстрация. Деньги.
Россия. Санкт-Петербург. Иллюстрация. Деньги.
Фото: Сергей Коньков

Инцидент в воздушном пространстве Белоруссии суммарно может принести Минску убытков в несколько миллиардов евро

Судьба "Белавиа"

ЕС-Белоруссия: хроника пикирующих отношений

ЕС-Белоруссия: хроника пикирующих отношений

1678
Михаил Киселёв

Экстренная посадка в Минске пассажирского лайнера Ryanair, следовавшего по маршруту Афины – Вильнюс (читайте подробно в материале ДП "ЕС – Белоруссия: хроника пикирующих отношений") стала причиной не только очередного витка политического напряжения между Белоруссией и ЕС, но и вполне конкретных убытков сторон.

Во время саммита Евросоюза было принято решение полностью закрыть небо ЕС для белорусского национального авиаперевозчика "Белавиа". В некоторых оппозиционных белорусских СМИ, базирующихся в ЕС, появились рассуждения о том, что это ставит на грань банкротства перевозчика и даже аэропорт "Минск-2".Только транспортный кризис может принести убытки в 2,5–5% ВВП.

Согласно данным Единого портала электронных услуг Белоруссии, выручка "Белавиа" в 2020 году составила порядка 200 млн долларов США, что в два раза меньше, чем в 2019 году. Чистый убыток по итогам года оказался на отметке в 34,5 млн долларов США. Это было вызвано в первую очередь всемирной пандемией. Перевозчика активно дотировало государство, а с этого года авиаперевозки начали постепенно оживать.

До начала кризиса авиакомпания совершала рейсы по 44 направлениям. Половина из них — города ЕС и Украины, которая по примеру Брюсселя также прекратила авиасообщение с Белоруссией.

Убытки "Минска-2"

Пандемия коронавируса серьёзно изменила планы по развитию аэропорта "Минск-2". Планировалось не только строительство второго терминала, реконструкция взлётно-посадочной полосы, строительство скоростной железной дороги, но и прочей инфраструктуры — переходов, паркингов и так далее. Эти планы откорректировали в апреле 2021 года. По сообщению пресс-службы РУП "Национальный аэропорт Минск", главными приоритетными задачами считаются "восстановление объёмов авиаперевозок и обслуженных воздушных судов к уровню 2019 г. ", "проведение дальнейшей работы по привлечению иностранных авиакомпаний", "расширение спектра оказываемых авиационных услуг и др."

Всё остальное оставлено на "долгосрочную перспективу". Судя по всему, теперь придётся отказаться и от первоочередных задач.

Потери в навигации

Потери ожидают и госпредприятие "Белаэронавигация". До начала кризиса оно обслуживало, по данным Naviny.by, около 400 самолётов в сутки, а до пандемии – по 1200 лайнеров. Обслуживания перелёта одного воздушного судна обходилось авиакомпаниям в среднем по 250 евро.

К 25 мая о полном отказе пользоваться воздушным пространством Белоруссии заявили Литва, Латвия, Украина, British Airways, Air France, WizzAir, LOT, Lufthansa, Austrian Airlines, Finnair, Iberia, SAS, KLM, Singapore Airlines и ещё ряд стран и авиаперевозчиков.

Считается, что если поток до событий 23 мая сократится хотя бы наполовину, до Белоруссия будет терять около 55 млн долларов США в год.

Что теряют иностранные перевозчики

Потери иностранных перевозчиков посчитать сложно. Каждый маршрут индивидуальный и зависит от количества стран, воздушное пространство которых пересекает судно. Везде свои порядки, расценки и налоги. Тем не менее, примерную картину определить возможно.

Например, время полёта того самого рейса Афины–Вильнюс увеличится на 5–10%, сообщает литовский портал 15min.lt. Это всего 150 дополнительных километров или дополнительный расход в 200 евро, что можно считать незначительной потерей.

А вот маршрут Вильнюс–Киев или Рига–Киев увеличивается уже на 80%. Однако дальние рейсы могут заранее проложить новый маршрут таким образом, что обогнуть Белоруссию становится совсем просто. С другой стороны, авиационные эксперты не исключают воздушных "пробок" из-за резкой переориентации коридоров, минуя Белоруссию.

Облигации и санкции

Не стоит обходить стороной ущерб из-за рухнувших белорусских государственных облигаций, которые ещё в понедельник упали до минимума во время прошлогоднего политического кризиса, пишет Reuters. Эксперт лондонской BlueBay Asset Management Тим Эш предположил, что Белоруссия становится "неинвестируемой".

Тем не менее, общий объём выплат по суверенному долгу в иностранной валюте в 2021 году выглядит приемлемым — на уровне 2,77 млрд долларов США. При этом почти половина выплат по внешнему долгу приходится на Россию, отмечает Fitch.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз замораживает инвестиционную помощь Белоруссии в размере 3 млрд евро. Пока это самый "серьёзный ответ" ЕС на ситуацию вокруг внеплановой посадки самолёта Ryanair в Минске и ареста активиста Романа Протасевича, которого в Белоруссии обвиняют в организации массовых беспорядков и ещё по ряду уголовных статей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама