Газеты в Петербурге: как сделать из официоза прибыльный бизнес

Автор фото: Ковалев Петр

С самого своего появления Петербург становится центром не только активной политической, но и экономической жизни. Этому способствовали статус столицы, постепенное сосредоточение в городе торгово-экономических процессов, развитие промышленности и уверенный рост читательской аудитории. Как следствие, именно здесь выходило наибольшее количество влиятельных деловых изданий страны. В рамках проекта "Четыре века делового Петербурга" предлагаем вам окунуться в медийную историю города.

Начало петербургской и российское прессе положили петровские «Ведомости», которые начали выходить в свет в 1702 году в Москве, а затем попеременно в Петербурге и Москве до 1727 года. В газете печатались краткие сообщения (реляции) о победах русской армии и флота, успехах промышленности, сообщения из провинции и из-за рубежа. Автором многих реляций был сам Петр Первый. До 1710 года газета печаталась церковно-славянским шрифтом замененным потом на гражданский. В 1727 году она была передана в ведение Академии наук. С 1727 год газета выходила на немецком языке, а с 1728 параллельно на русском и немецком.
"Санктпетербургские ведомости" (а именно так первоначально писалось их название) выходили вплоть до 1917 года и долгое время были единственными в своём роде на всю страну. Начальный тираж составлял 706 экземпляров, номер стоил 4 копейки. В издании появлялись важные сообщения императорского двора и различных государственных учреждений, публиковались отдельные государственные документы. Внимание уделялось не только городским событиям, но и экономической жизни — в газете можно найти публикации о внутренней и внешней торговле, промышленности, сельском хозяйстве. Зарубежная информация сводилась к переводам сообщений иностранных газет. Долгое время "Санкт-Петербургские ведомости" были образцом для подражания для новых изданий и одним из немногих источников информации в России в XVIII — начале XIX веков.
Но газета была не особо доходным делом и Академия наук сдаёт её в аренду частным лицам. Она переходит из рук в руки и в 1852 году газету арендует А. А. Краевский, а затем В. Ф. Корш, которые делают её интересным для читателя изданием. Газета заводит собственных иностранных корреспондентов, привлекает к работе известных литераторов. Газета становится настолько популярной, что за право стать её арендатором банкир Баймаков заплатил в 1875 году 120 тыс. рублей Академии наук и ещё 50 тысяч взятки чиновнику за поддержку его кандидатуры как арендатора.
С новыми прогрессивными философскими и экономическими идеями можно было познакомится с 1798 года в издании "Санкт-Петербургский журнал". Ежемесячное издание публиковало политические и экономические статьи (например, отрывки из "Духа законов" Монтескье, из работ итальянского экономиста гр. Пьетро Верри).
Однако наиболее активное развитие петербургской печатной прессы приходится на XIX век. На протяжении всего столетия в Северной столице выпускается более 64 различных деловых газет и журналов. Если говорить о деловой прессе, то изначально это были ведомственные по своей сути издания, финансируемые государством. При этом исследователи отмечают, что становление российской деловой прессы значительно определило аналогичные процессы в Европе и Северной Америке. Так, например, известные и сегодня крупнейшие международные деловые газеты The Wall Street Journal и Financial Times появились в 1889 и 1888 годах соответственно. Первые же деловые издания нашего города — "Санкт-Петербургские коммерческие ведомости" и "Санкт-Петербургский Прейс-Курант", издаваемые Государственной Коммерц-коллегией, начали издаваться в начале века. "Коммерческие ведомости" — в 1802 году и содержали "в себе все указы по сей [коммерческой] части относящиеся". В 1825 году издание стало выходить под новым названием "Коммерческая газета".
С 1825 года в Петербурге ежемесячно издаётся "Журнал мануфактур и торговли". Это был официальный печатный орган департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов, который содержал статьи законодательно-распорядительного характера по вопросам промышленности, внутренней и внешней торговли и финансов, сведения о привилегиях на изобретения и статьи на технические темы. В 1861-63 годах его заменил журнал "Промышленность", а в 1864-66 он выходил под прежним названием.
С 1804 по 1815 годы издаётся "Технологический журнал", который знакомил своих читателей с научными изобретениями и новыми технологиями. Среди близких ему по тематике изданий можно выделить "Круг хозяйственных сведений" (1805), "Экономический журнал" (1807), "Экономическая хозяйственная общеполезная библиотека" (1841).
Вопросы экономики, статистики становятся настолько популярны и интересны читателям, что сложные экономические статьи появляются на страницах так называемых "толстых" журналов — "Современник" и "Вестник Европы".
В 1825 году появляется "Северная пчела" Фаддея Булгарина и Николая Греча. Это была первая частная газета, которая могла давать политическую информацию (но не обсуждать её). Одно из самых популярных изданий столицы просуществует до 1864 года. Кстати, именно с ним связывается появление жанра скрытой рекламы. До 1831 года газета выходила три раза в неделю, затем — ежедневно. В лучшие годы тираж достигал 7–10 тысяч экземпляров.
Если говорить в общем, то в первой половине века петербургские издания стремились к энциклопедичности, объединяя не связанные друг с другом темы. Так, например, с 1838 по 1839 годы в качестве приложения к "Журналу общеполезных сведений" издавался "Листок Промышленности, Ремесел, Искусств и Фабрик". Уже со второй половины XIX века деловые издания можно условно разделить на общие (те же "Биржевые ведомости"), которые затрагивали довольно широкий спектр экономических тем, и специальные.
К общим относятся появившиеся с 1855 по 1865 годы "Экономический указатель" (1857) и "Промышленный листок" (1858). "Экономический указатель" представлял из себя политико-экономический журнал, который последовательно отстаивал принцип частной собственности. Издание утверждало, что отмена ее неизбежно приведет народы к обнищанию из-за всеобщей праздности. Для "Указателя" также характерна борьба с социалистическими и коммунистическими теориями. Включившись в обсуждение крестьянской реформы, издание решительно отвергало идею сохранения крестьянской общины и вело по этому вопросу ожесточенную полемику с "Современником". "Экономический указатель" подверг обсуждению и вопрос женской эмансипации, призывал женщин не презирать труд повивальной бабки, швеи, няньки и так далее, переводя вопрос из социальной плоскости в психологическую.
"Промышленный листок" ставил своей целью "постоянно знакомить публику с ходом и состоянием различных отраслей промышленности и торговли, как отечественной, так и иностранной; своевременно сообщать все новое и интересное в промышленном мире, наконец, облегчить взаимные сношения лиц, посвятивших себя промышленности".
Однако большую роль в формировании общественного мнения в области экономики будут играть так называемые универсальные газеты, которые не были узкоспециализированными и были ориентированы на широкий круг читателей.
За каждым изданием в XIX веке стояла чья-то неординарная личность, которая определяла направление издания. Больше всего в этом отношении повезло журналу "Современник". В 1836 году его создал А. С. Пушкин, после его смерти издание продолжал П. А. Плетнев, а в 1847 году и по 1866 его редактором и издателем становится Н. А. Некрасов. Газета "Новое время" всегда ассоциировалось с А. С. Сувориным, "Гражданин" с В. П. Мещерским, "Биржевые ведомости" с С. М. Проппером, "Петербургская газета" с С. Н. Худековым, "Голос" с А. А. Краевским.
Газета "Новое время" начала издаваться в 1868 году, а в 1876 её покупает журналист, издатель и драматург Алексей Суворин. С 1881 года выходили утренний и вечерний выпуски. На первых порах издание вызывало довольно оптимистические ожидания буржуазно-демократической интеллигенции, однако позднее политическую позицию газеты Салтыков-Щедрин охарактеризует как "Чего изволите". Ставшая на ряд лет самым распространённым изданием в России, газета "Новое время" двусмысленно называлась Сувориным "парламентом мнений", в газете можно было увидеть статьи диаметрально противоположных точек зрения. Суворин также показал, что журналистика и издательское дело могут быть весьма прибыльными.
Ещё одна ежедневная, политическая и литературная газета "Голос" (1863–1884) журналиста Краевского существенно влияла на формирование общественного мнения. В 1863 газета имела 4 000 подписчиков, в 1877 — более 22 000. В последующие годы тираж продолжал возрастать. Издание считалось органом либеральной бюрократии, получало субсидию от министерства народного просвещения и свою задачу видело в том, чтобы "оказывать поддержку правительству в его преобразовательной деятельности". "Голос" высказывал удовлетворение по поводу капитализации пореформенной России и вел борьбу против революционных теорий. В 70-х годах была одной из влиятельнейших газет в стране. В этот период ее редактировал либеральный историк Бильбасов, что заметно изменило направление издания — на смену охранительному духу приходит некоторая оппозиционность. Продолжая пропагандировать постепенность и реформы, газета выступала в защиту свободной торговли, всеобщего школьного образования, и отвергала классическую систему.
С ноября 1880 в Петербурге начала выходить ещё одна газета — "Биржевые ведомости", которую начинает издавать австрийский подданный, биржевой маклер С. М. Проппер. Он решил разбогатеть на издательском деле и хитростью приобрёл права на издание "Биржевого указателя" и затем купил на аукционе газету "Русский мир". Ходили слухи, что Проппер "украл штаны у приятеля, продал, на вырученные деньги купил газету". Объединив эти издания Проппер и создал "Биржевые ведомости", с бесплатными приложениями "Страхового сборника", "Тиражного листка", "Вестника железных дорог и пароходства". Газета быстро обзаводится иностранными корреспондентами, которые оперативно поставляли информацию о ситуации на финансовых рынках.
К разряду "ородских" массовых газет относились "Петербургская газета" (1867–1917) С. Н. Худекова и "Петербургский листок" (1864–1917). Их читателями был средний класс горожан, которым больше интересно, что происходит на соседней улице или в зале суда. Но и на страницах этих газет можно было найти рассуждения на темы экономической жизни в России, написанные популярным языком.

"Деловой Петербург"

В 1993 году президент Dagens Industri Mr. Hasse Olsson принял решение о запуске новой деловой газеты в России, в Санкт-Петербурге, "Деловой Петербург".
22 апреля 1993 года, согласно Протоколу правления шведской компанией "Bonniers Affarsinformation Aktiebolad" (последнее переименование в 2005 в Bonnier Business Press AB), входящей в состав медиагруппы Бонниер Групп, было принято решение о создании на территории Российской Федерации АОЗТ "Бонниер Бизнес Пресс" (до января 2016 года ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" и АО ДП "Бизнес Пресс" до настоящего времени).
Находящаяся в семейной собственности медиагруппа начала свою деятельность более чем 210 лет тому назад. Основанная в Дании в 1804 году как книжный магазин (и как книжное издательство — в 1837 году в Швеции), она является одним из крупнейших шведским медиа-оператором.
Самым успешным и коммерческим изданием компании в то время была (остается и по сей день) шведская газета Dagens Industri (1976), которая стала не только самым прибыльным проектом в группе деловых изданий, но и осуществила свои собственные проекты — издание деловых газет в странах Балтийского региона и в России.
14 мая 1993 года компания АОЗТ "Бонниер Бизнес Пресс" была успешно зарегистрирована — свидетельство о регистрации подписано В.В. Путиным в должности Председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.
25 мая 1993 вышел пилотный номер "Делового Петербурга". С этого момента началась история развития компании и её продуктов.
В 1997 году Деловой Петербург вышел в сеть. Стал функционировать сайт dp.ru. С 2001 года начала работать собственная служба доставки, доставляющая "Деловой Петербург" и другие издания компании подписчикам "Делового Петербурга".
"Деловой Петербург" сегодня — это независимая региональная газета о бизнесе и для бизнеса. Это более 30 тысяч читателей каждого номера. Это фирменный цвет, стиль и дизайн, А3 формат, современные технологии издательского бизнеса и бесценный труд дружного коллектива по созданию и выпуску ежедневного делового издания. И, конечно, это возможность получать ценную информацию из любой точки мира в удобном электронном формате газеты.
Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице и с 10 июня — на Малой Садовой. Выбор этого места не случаен — именно на этой улице, в здании Главного штаба, когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — 18-му, 19-му, 20-му и 21-му — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде — информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний ПСК .