Бум больших инвестиций: экономика современного Петербурга

Автор фото: Тихонов Михаил

Как Северная столица привлекала иностранных инвесторов, развивала собственное производство и модернизировала инфраструктуру в XXI веке — в обзоре, подготовленном в рамках спецпроекта "Четыре века делового Петербурга".

Экономика XXI века

Петербург в 21-м веке показал значительные темпы роста своей экономики, приобрёл большое количество современных эффективных производств, реализовал и продолжает реализовывать крупные инфраструктурные проекты. До кризиса 2008 года экономика города уверенно росла устойчивыми темпами. Прирост валового регионального продукта за 2006–2008 годы составил в городе 33,9% в реальном исчислении.
В самом начале века в городе появляется автомобильный кластер, состоящий из зарубежных автопроизводителей. Активно развивается дорожная инфраструктура. С начала 10-х годов делается акцент на создание условий по привлечению в город наукоёмких производств.
С самого начала века городскими властями был взят курс на создание условий для привлечения в город крупного бизнеса, в том числе иностранного. Открытие в 2002 году сборочного производства Ford во Всеволожске было первым в России, затем открываются в 2007, в 2008 и в 2010 годах ещё три автомобильных завода в Шушарах, и в промзоне Каменка.
В 2005 году во Всеволожске открывается Завод финской компании по производству шин. Когда завод в городе Нокиа достиг потолка возможностей из 35 стран была выбрана России по совокупности причин, в том числе из-за близости к Финляндии: от Нокиа до Всеволожска всего несколько часов езды. Уже к 2011 году в России на этом предприятии выпускалось 11 млн шин, а в Финляндии только 6 млн. В Петербурге открываются заводы иностранных производителей по производству пива, безалкогольных напитков, жевательной резинки и сигарет.
Взрывное увеличение количества автомобилей в Петербурге делает очевидным необходимость кардинальной реконструкции и развития улично-дорожной сети, строительства магистралей. Для вывода грузового транспорта из центра города и упорядочения потоков автотранспорта продолжилось строительство Кольцевой автодороги. Уже в 2004 году заканчивается строительство вантового моста через Неву — Большого Обуховского, являющегося составной частью КАД. Это единственный мост через Неву, который не разводится.
Даже открытие первых участков Кольцевой облегчает жизнь автомобилистов, а с открытием движения по подводному тоннелю и полным открытием дороги в 2011 году транспортная ситуация кардинально в городе поменялась. Введение в эксплуатацию Западного скоростного диаметра (ЗСД) в 2016 году сделало возможным ускорить доставку грузов в Морской порт, минуя центр города. Для всех автомобилистов время поездок сократилось. Например, дорога с Васильевского острова до аэропорта Пулково стала занимать не более 20 минут. Закончен проект и начато строительство Широтной магистрали скоростного движения, скоростной дороги, свяжущей южные и восточные районы города.
Кроме больших автомагистралей созданы развязки — Ушаковская, на пересечении Пулковского и Дунайского проспектов, на пересечении Пискаревского и Непокоренных и другие.
Комплекс мероприятий по развитию дорожной инфраструктуры сделал удобным для городского бизнеса развитие и повседневное функционирование своих предприятий.
Петербург задумывался Петром Первым как город-порт. В 21 веке продолжилось развитие портовой инфраструктуры. В 2008 году на Васильевском острове в новом пассажирском порту приняли первое судно, а в 2011 году Пассажирский порт был сдан в полном объёме и после его открытия поток круизных туристов в Петербург вырос почти в 3 раза.
Кроме развития инфраструктуры непосредственно в Большом порту Санкт-Петербурга, портовый бизнес развивается и на окраинах города — в 2015 году начал работу порт Бронка, расположенный в Ломоносове, недалеко от КАД.
Улучшение общей экономической ситуации в стране в начале века сделало возможным возобновить оборонный заказ для Министерства обороны. Большое количество петербургских предприятий сохранили свои компетенции и выпускают продукцию по заказу Минобороны. Появились и новые предприятия. Петербургская компания, созданная в результате реорганизации бизнеса Группы "Транзас" занимается развитием беспилотников в России, проектируя перспективные образцы и начиная их производство. Петербургские предприятия вносят большой вклад в развитие отечественного судостроения как военного, так и гражданского. Серия атомных ледоколов проекта 22220 Арктика строятся в нашем городе.
Аэропорт "Пулково" в 2013 году открыл новое здание аэровокзала и сумел увеличить пассажиропоток до 19,58 млн пассажиров в 2019 году.
Кластер медицинской и фармацевтической промышленности появился в Санкт-Петербурге в 2010 году для увеличения выпуска наукоёмкой медицинской и фармацевтической продукции, которая сможет успешно конкурировать с импортными аналогами на российском и международном рынках. Всего же властям Санкт-Петербурга удалось привлечь в кластер почти 200 компаний, в том числе свои исследовательские центры разместила компания, которая наладила выпуск в Петербурге вакцины "Спутник" от ковида.
Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице и с 10 июня — на Малой Садовой. Именно в здании Главного штаба когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — 18-му, 19-му, 20-му и 21-му — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде — информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний ПСК .