Трудный выбор: коллективный портрет молодых миллионеров

Автор фото: ДП

В ковидный год все прелести перевода больших и важных публичных проектов в онлайн команда конкурса "ММ" переживала в буквальном смысле на себе. Скучно не было.

В нормальной штатной ситуации конкурс "Молодые миллионеры" проходит примерно так: анонс, сбор анкет, их чтение и изучение, созвоны с потенциальными участниками, форматирование их рассказов о себе (письменных или видео), отбор в один–два–три круга. Потом шорт–лист, придумывание вопросов, сбор миллиардеров в жюри, покупка больших лимонов, софиты, сцена, камера, мотор, финал, фанфары.
Бывали, конечно, отклонения — то пишем видео-визитки заранее, то не пишем вообще, то проводим тренинги перед выходом в финал, то все сами себе режиссёры, то задачи слишком простые, то члены жюри начинают гонять участников по мудрёным экономическим терминам. Кому–то из участников срочно на самолёт, а кто–то, наоборот, не прилетел с переговоров.
Одним словом, нам всегда казалось, что этот конкурс довольно весёлый. Однако коронавирус не мог не прибавить драйва. Уж челлендж так челлендж: и год нелёгкий, и с бизнесом не очень ясно, что будет, и отборы в режиме масок и перчаток проводить как минимум непривычно. Но мы справились.
Что важно не забывать. Конкурс этот придуман для оптимизма. Он помогает осознавать, что Петербург живёт и развивается — и во многом за счёт притока молодых и ярких в давно сложившуюся картину бизнес–мира. Что деньги можно (и нужно) делать не только в знаменитые и уже далёкие 1990–е, но и в не менее интересные 2020–е.
Что радует? Анкеты каждый год приходят разным потоком — их то больше, то меньше. Но не бывает без интересных заявок. И не бывает без необычного бизнеса. Спектр возможного широк — от маркетинга до грузового убера, от виртуальной реальности до авторского шоколада. Сервисы для ретейла, тонкости установки света на выставках, оптика, СИЗ, ковры, строительные компании, далее везде.
Из важных качеств участников конкурса, молодых миллионеров, — умение только спокойно проходить круги (то есть туры, конечно) отбора: по телефону, в редакции, по одному, группами, письменно, устно… А потом терпеливо ждать очного финала, который откладывался и переносился и в итоге состоялся только сейчас, фактически оказавшись конкурсом сразу за 2 года, 2020–й и 2021–й. Поэтому в нём и два победителя. И два интервью в приложении. Шутка.
Ещё из важного в нём — аналитические тексты Дмитрия Прокофьева и Георгия Вермишева. Первый рассуждает о нелёгкой доле миллионеров вообще, второй — о новом поколении преуспевающих россиян. И между делом обещает, что молодые миллионеры 2020–х, миллениалы, в будущем станут играть куда более заметную роль как в филантропии, так и в общественных проектах. Проверим.

Номинанты премии "Молодые миллионеры"-2021

Александр Иванов, 33 года
В 2017 году основал Operator24, объединив сферы IT и строительства, 62 млн рублей за 2019 год
Александр Иванов с нуля создал Uber для самосвалов — инновационный всероссийский сервис по перевозке сыпучих грузов без посредников. Заказчики — крупные федеральные объекты, а исполнители — индивидуальные предприниматели, которые с помощью сервиса находят себе заказы. Среди клиентов компании Operator24 уже числятся "Роснефть", "Лукойл" и "Автобан".
"Если говорить глобально, проект Operator24 направлен на последовательное управление транспортом на линейном строительстве — это дороги, трубопроводы. Финальная цель — полностью автоматическая система на основе искусственного интеллекта, которая управляет движением транспорта для перемещения сыпучих грузов", — рассказывает бизнесмен.
Во время пандемии компании удалось стать резидентом "Сколково". Изначально Александр Иванов не планировал сотрудничать с центром, так как не видел конкретной пользы для клиентов. Однако сейчас благодаря "Сколково" предприниматель делает более выгодные предложения для заказчиков, кроме того, для него не последнюю роль играет признание продукта.
"Можно много говорить о себе и своей компании. Но мы подтверждаем фактами: Operator24 прошёл серьёзный отбор комиссии “Сколково”, теперь мы смело можем сказать, что наш продукт — единственный в своём роде", — говорит предприниматель.
В этом году Александр Иванов решил уйти от операционной деятельности и передать её в руки партнёров. Благодаря этому компания стала присутствовать во всех регионах России и выросла в полноценный агрегатор.
Бизнесмен считает, что его компания несёт социальную ответственность перед малым бизнесом, который находит новые возможности и увеличивает свои обороты с помощью сервиса.
Иванов, как и все, допускал те или иные ошибки: неточности в прогнозах или неправильные расчёты. Главный вывод, который он сделал во время своей предпринимательской карьеры, — никого не слушать.
Чтобы стать миллионером, смеётся Иванов, нужно им родиться. "Когда меня спрашивают, как стать миллионером, я рассказываю, как сначала владел самосвалом, потом придумал собственную систему, начал её масштабировать, в какой–то момент заработал несколько миллионов, а потом потерял сразу 30 миллионов. Мне шутя отвечают — ладно, мы поняли, не хотим теперь быть миллионерами", — делится он. В целом, по его словам, точного рецепта нет. Главное — много и упорно работать, остальное приложится.
Алексей Шашков, 35 лет
На рынке строительства и капитального ремонта с 2012 года, 36 млн рублей за 2019 год
Алексей Шашков основал компанию "Град", которая занимается монтажом внутренних и наружных инженерных сетей и комплексным капитальным ремонтом. Среди заказчиков — Адмиралтейские верфи, "Балтийский балкерный терминал", "Инфосистемы Джет".
Во время коронакризиса компании Шашкова удалось умножить обороты в 4 раза и увеличить штат подрядных рабочих в 3 раза, а команду инженерно–технических кадров удвоить.
По словам предпринимателя, увеличить финансовые показатели позволило грамотное сегментирование. Шашков активно искал клиентов в сфере непрерывного производства: связь, сообщение, капитальный ремонт инженерных сетей жилого фонда. Переориентация позволила компании нарастить портфель заказов — причём настолько, что имеющихся рабочих рук в какой–то момент перестало хватать.
Бизнесмен считает, что одна из самых главных его ошибок — это отсутствие финансового планирования высокого уровня. "Были и кассовые разрывы, и ситуации, когда расходов получалось больше, чем доходов. Иногда ошибки были редкими и незначительными, иногда системными. Главный урок, который я вынес, — нужно всегда ставить в приоритет жёсткое планирование. И, конечно, важно всегда держать в голове словосочетание “профицит продаж”. Продажи, продажи и ещё раз продажи", — рассказывает Алексей Шашков.
Бизнесмен также работает с госзаказом, в этом году его компания сотрудничала с Фондом капитального ремонта, выигрывала тендеры в центральных районах Петербурга. "Выполняя работы в школах и детских садах, “Град” ставит цель сделать качественно и принципиально не удешевляет стоимость материалов. Кроме того, в рамках социальной ответственности бизнеса мы договорились с одним из наших заказчиков об оказании помощи детскому дому", — отмечает Шашков.
Отдавать с молотка свой бизнес миллионер пока не планирует. Кадры, налаженная структура работы, схемы продаж и клиентская база, по его примерной оценке, могут быть проданы приблизительно за 25 млн рублей.
"Если исходить из нашего пятилетнего плана, то стоимость поднимется до 200 млн рублей, однако это только примерная цена, так как скалькулировать бизнес–пакет сложно", — говорит он.
Стать миллионером, по словам Шашкова, можно довольно быстро. Главное — поставить задачу стать миллиардером, а где–нибудь по дороге мечта о статусе миллионера точно сбудется.
Алёна Секарова, 34 года
10 лет руководит компанией "Мохито", совмещая творчество и прибыль,74 млн рублей за 2019 год
Алёна Секарова владеет 50% компании "Мохито" — агентство занимается бизнес–подарками, полиграфией, дизайном и разработкой подарочных наборов ручной работы.
Среди клиентов компании — профсоюз метрополитена, "Газпром", телеканалы СТС и ТНТ, тюменский Запсибкомбанк.
Во время пандемии рынок корпоративных подарков упал. По словам Алёны Секаровой, многие компании в первую очередь отказались от расходов на рекламу и приятные сюрпризы для работников. Однако предпринимательнице удалось сохранить и сотрудников, и клиентов, и деньги.
"Главное наше достижение — мы убедили заказчиков в том, что дарить подарки сотрудникам и партнёрам во время пандемии необходимо. Разработали специальные наборы, чтобы работникам было комфортнее в режиме самоизоляции, выпустили брендированные кружки, чтобы наши клиенты чувствовали, что компании их поддерживают и ждут", — рассказывает Алёна Секарова.
Компания также наладила бесконтактную доставку. Презентации для клиентов, вспоминает предпринимательница, она проводила перед окнами партнёров из своей машины.
Владелица агентства считает своей главной ошибкой излишнюю мягкость и лояльность к сотрудникам. Работу с персоналом Секарова ведёт самостоятельно, по её словам, она часто даёт людям второй, третий и даже четвёртый шанс. "Пандемия вынудила меня стать более строгой и требовательной. Кризис позволил мне стать более жёсткой", — рассказывает она.
Продавать бизнес Алёна Секарова не хочет — сейчас она буквально живёт своим делом. Через 5 лет, по её мнению, компания будет стоить около $5 млн, однако и в этом случае предпринимательница предпочла бы оставаться у руля.
По словам Алёны Секаровой, "Мохито" с момента выхода на рынок делает упор на соблюдение принципов социальной ответственности. Компания активно продвигает экологичные наборы подарков и включает сувениры из переработанного пластика и биоразлагаемых материалов в каждую презентацию. Кроме того, сейчас агентство реализует проект совместно с центром системной поддержки людей с расстройствами аутистического спектра "Антон тут рядом".
По мнению Алёны Секаровой, миллионер — это история о честности и кропотливой работе: "Чтобы стать миллионером, нужно заниматься всем самостоятельно: пройти путь от младшего менеджера до директора. У человека, который руководит бизнесом, должны быть принципы".
Михаил Хургин, 33 года
С 2009 года внедряет облачные системы на рынке очковой оптики, 78 млн рублей за 2019 год
Михаил Хургин является сооснователем компании, которая специализируется на разработке цифровых решений для рынка очковой оптики в России. Изначально "ИТигрис" занималась разработкой и внедрением облачной системы учёта и заказа продукции для крупных производителей и салонов оптики и цифровой платформой для совместных закупок.
В этом году предприниматель решил развивать направление BI–решений агрегированной аналитики по рынку оптики России — так Михаил Хургин планирует использовать потенциал больших данных, которые накопились у компании спустя много лет работы. "На основе наших данных ретейлеры могут выстраивать работу более эффективно. С этим решением мы можем выходить и на европейский рынок, однако пока это только стартап", — объясняет миллионер.
Во время коронакризиса компании приходилось идти на уступки и делать клиентам скидки — бизнес в этой сфере тоже неслабо пострадал. "Мы переориентировались на регионы, в которых ситуация с пандемией была не такой тяжёлой, нашли новых клиентов. Вышли на рынок Казахстана — у соседей карантин проходил другими циклами: когда мы были закрыты на режим самоизоляции, Казахстан ещё был открыт", — рассказывает Хургин.
Предприниматель говорит, что карантин помешал продаже компании "ИТигрис". Сейчас он оценивает стоимость бизнеса в $12–13 млн, но в долгосрочной перспективе показатель может вырасти.
"Например, мы запускаем новый проект — организация оптовых закупок через наш софт. Это должно удвоить оценку нашего бизнеса с точки зрения валовой прибыли", — говорит предприниматель.
Хургин считает, что изначально компании стоило брать шире — и охватить весь ретейл. Сейчас "ИТигрис" планирует выйти за пределы СНГ и вовлечь и другие сферы розничной торговли.
"Кроме того, на рынке очковой оптики есть не только разработка софта, но и другие сервисы — оптовые закупки. Если бы 10 лет назад я понимал, что мы в этом бизнесе надолго, обратил бы внимание на все аспекты", — говорит он.
По мнению Хургина, предприниматель — это в первую очередь грамотный продавец, причём продавец чего угодно. "Бизнесмен должен уметь продать идею инвесторам, команде, сотрудникам, чтобы они были замотивированы работать — любой бизнес идёт от продаж. Продукт может быть качественным, инновационным и каким угодно прекрасным, но, если ты не умеешь его продавать, ничего не выйдет", — считает он.
Иван Егоров, 30 лет
Основал компанию, которая продаёт клиентам будущее, 35 млн рублей за 2019 год
Рекламно–производственную компанию High Project Иван Егоров основал вместе с партнёром в 2013 году. Сейчас предприниматели внедряют интерактивные, проекционные и голографические технологии. Кроме того, у High Project есть собственное производство интерактивных столов и сенсорных панелей для государственных и коммерческих учреждений.
Одно из важнейших направлений компании — разработка программного обеспечения в сфере смешанной и дополненной реальности. В High Project также разрабатывают сценарии контента и снимают видео.
Продукты компании представлены не только в России, но и в странах СНГ и Европы. Как отмечает Егоров, география присутствия — от Испании до Петропавловска–Камчатского. Среди клиентов компании можно найти Philips, "О’Кей", "Ростелеком" и IKEA.
В год пандемии Егорову удалось сохранить рабочие места сотрудников и платить им заработную плату на уровне "мирного времени". Помимо того, компания выпустила ряд новых продуктов, которые были разработаны во время карантина, например инновационное виртуально–выставочное пространство.
"Это площадка, на которой можно проводить такие масштабные выставки, как ПМЭФ. Компании выставляют свои экспонаты, демонстрируют технологии, а консультанты представлены в виде ботов, как в известной компьютерной игре Sims. Относительно этого продукта сейчас мы проводим переговоры и с российскими, и с американскими заказчиками", — рассказывает Иван Егоров.
О продаже бизнеса предприниматель не задумывался. Однако, по его оценке, на данный момент High Project стоит около 400 млн рублей.
Бизнесмен считает, что изначально компании стоило работать на международные рынки: за границей продукция и услуги его бизнеса более востребованы. Кроме того, конкуренты в США ставят ценник на те же услуги и товары в разы выше, чем может сейчас предложить компания Егорова.
"Непоправимых ошибок мы не совершали, но “косяки”, конечно, были. Иногда принимали недальновидные решения, где–то не уделили должного внимания маркетинговой стратегии", — рассказывает бизнесмен.
Чтобы стать миллионером, считает Иван Егоров, в первую очередь нужно не забывать смотреть по сторонам. "Заработать миллион несложно. Трудись, внимательно прислушивайся к словам клиента, развивайся в своём деле. И, главное, будь адекватным. Как с сотрудниками, так и с тем, кто платит за твои услуги. Остальное приложится", — говорит он.
Елена Филоненко, 33 года
Семь лет назад ушла из юридического бизнеса в общепит — и не прогадала, 13 млн рублей за 2018 год
Изначально Елена Филоненко занималась бизнесом в сфере юридических услуг, компания "БизнесЮрист", основанная ею совместно с мужем Алексеем в 2009–м, до сих пор успешно работает.
Slasty Store — cемейный проект, который начался с домашней кондитерской и вырос в полноценное кафе. Сейчас капитализация бизнеса Филоненко в сфере общепита оценивается в 20 млн рублей, однако продавать заведение она пока не готова, ставит более глобальные цели. "Предполагаю, что стоимость бизнеса через 5 лет составит около 150 млн рублей", — говорит она.
Филоненко рассказывает, что в самом начале запуска Slasty Store она неправильно выбрала локацию для открытия пекарни — не оценила трафик и аудиторию. Первая точка предпринимательницы работала в ноль, через год её пришлось закрыть. "Зато за этот год я начала развивать направление изготовления тортов на заказ, и, закрывая пекарню, мы понимали, что не просто закрываем бизнес, а уходим в более перспективное направление. Семь месяцев после закрытия я пекла торты на заказ на собственной кухне, за это время она превратилась в склад коробок, венчиков и миксеров. А клиентская база выросла настолько, что нужно было срочно масштабироваться. Тогда мы арендовали кондитерский цех", — отмечает она. Однако изначально предпринимательница ставила цель — открыть полноценное заведение. В 2017 году двери кондитерской открылись.
Управлять общепитом, смеётся Филоненко, оказалось гораздо сложнее, чем юридическим бизнесом.
Сейчас среди крупных корпоративных заказчиков компании есть "Билайн", "Лента", "Призма", "Биовитрум", "Орифлейм", "2ГИС" и Flamp.
Во время коронакризиса на фоне падения рынка общепита Slasty Store увеличила чистую прибыль на 15%. С помощью агрегаторов и собственными силами Елена Филоненко организовала доставку, а также запустила продажу десертов через вендинговые аппараты. Удалось сохранить штат.
"Теперь у меня новая мечта. В сфере ресторанов быстрого питания есть мировые лидеры: McDonald’s, Burger King. В сфере кофеен тоже есть свои звёзды — например, Starbucks. В индустрии кондитерских таких звёзд нет, я хочу занять это место", — говорит Елена Филоненко.
Чтобы стать миллионером, говорит Филоненко, важно каждый день выполнять хотя бы одно действие, которое приблизит тебя к цели. "Шансы на успех вырастут, когда ты трудишься ежедневно и не даёшь окружающим сбивать тебя с пути", — считает она.
Мария Богданова, 32 года
В 2015 году вышла на event–рынок, в 2020–м — пережила локдаун, 102 млн рублей за 2018 год
Event–агентство Team For Dream Марии Богдановой в этом году не прекращало работать, в отличие от большинства игроков рынка. По не самым пессимистичным оценкам аналитиков, event–индустрия во время пандемии упала на 70%, однако предпринимательница и другие соучредители компании сознательно не распустили штат в марте и содержали команду и офис на собственные средства.
Как объясняет Богданова, предпринимательство для неё — это не только доход. Хоть коллеги по цеху и говорят, что "бизнес так не делается", партнёры Team For Dream уверены, что компанию нужно строить с человеческим лицом.
Весной предпринимательница запустила онлайн–школу event–образования TZ School и реализовала ряд проектов, сохранив 75% штата сотрудников. Так, команда Team For Dream организовала марафон бесплатных мастер–классов, в качестве благодарности агентство предлагало зрителям сделать пожертвование в помощь детям–сиротам России — проекту "Детские деревни — SOS". Сейчас дело Марии Богдановой, по её оценке, можно продать за 60 млн рублей — это связано с тем, что в этом году event–индустрия в целом чувствует себя нестабильно. В настоящий момент компания представлена в двух столицах — в Москве и в Петербурге, однако через 5 лет команда Team For Dream планирует вывести агентство на федеральный уровень. Тогда, по мнению владелицы, бизнес будет стоить около 500 млн рублей.
За 5 лет работы агентство реализовало уже около тысячи проектов. Среди них организация празднования 8 Марта и Family Day для 5,5 тысячи сотрудников завода Hyundai Motor Manufacturing и их семей.
Кроме деловых, спортивных, развлекательных и корпоративных мероприятий агентство организовывает представленность нескольких компаний на крупных и значимых событиях — ПМЭФ, FIFA–2018 и других.
Стратегию развития компании "с человеческим лицом" Мария Богданова не считает ошибкой в своей предпринимательской карьере, но, как признаётся соосновательница Team For Dream, неверные решения принимают все.
"Мы, например, только спустя 3 года существования компании нашли стороннего консультанта для проведения стратегических сессий. Я бы рекомендовала делать это раньше: хорошая стратегия сильно толкает компанию вперёд", — рассказывает она.
Чтобы стать миллионером, считает Богданова, нужно в первую очередь заниматься любимым делом.
Дмитрий Сталоверов, 35 лет
Заработал миллионы на сервисе сменных ковров для бизнеса, 48 млн рублей за 2019 год
Дмитрий Сталоверов владеет 50% компании "Вирджиния" — сервисом по смене ковров и ковровых покрытий. Он обслуживает более 5 тысяч клиентов в день, причём среди них есть крупные ретейлеры, торговые центры, государственные и общественные организации. В пример предприниматель приводит сеть Prisma, Булочные Ф. Вольчека, гипермаркеты "Лента" и ТРЦ "Галерея". По словам Сталоверова, основная проблема работы с крупными заказчиками — организация логистики замены коврового покрытия дважды в день.
Коронакризис сервис пережил довольно спокойно: хотя многие клиенты и терпели финансовые потери, компании Сталоверова удалось к осени выйти на показатели 2019 года. "Пандемия показала, что мы выбрали правильную финансовую модель. Для большей части персонала система оплаты построена с помощью ключевых показателей эффективности, а это позволяет оптимально расходовать средства на фонд оплаты труда", — рассказывает бизнесмен.
Сейчас проект развивает новое направление — производство дизайнерских ковров. Как объясняет Дмитрий Сталоверов, однажды предприниматели ошиблись с выбором поставщика — это и сподвигло на разработку собственной продукции. "Мы начали работу с несколькими научными институтами и лабораториями по анализу и составу грязезащитных ковров от различных производителей. Это позволит в дальнейшем разработать собственную усовершенствованную технологию, которая исключит все имеющиеся недостатки и даст нам уникальное торговое предложение для выхода на новый рынок, который в плане доходов гораздо более перспективный", — рассказывает он.
Предпринимателю уже поступало предложение о продаже бизнеса, покупатель предлагал 150 млн рублей. Сталоверов считает, что его компания уже сейчас стоит больше, а через 5 лет её цена вырастет до 400 млн рублей. "В таком случае продажа бизнеса станет бессмысленна, так как он будет приносить уже совсем другие деньги", — считает он.
Дмитрий Сталоверов говорит, что бизнес должен нести определённую социальную ответственность перед обществом. Сейчас "Вирджиния" бесплатно обслуживает "Ночлежку" и пространство для людей с ограниченными возможностями "Простые вещи".
По мнению предпринимателя, миллионером стать просто — нужно верить в свою идею, работать головой и по максимуму использовать современные технологии.
Артём Явтушенко, 33 года
Владеет компанией "Аледо" — с её помощью планирует стать миллиардером, 148 млн рублей за 2019 год
Артём Явтушенко, как он сам шутит, дарит людям свет — его компания занимается производством профессионального светотехнического оборудования, разработкой и реализацией проектов освещения. "Свет — это инструмент формирования нашего пространства, наших эмоций и ощущений. Мы выводим на рынок продукты, которые могут решать сразу несколько технических задач", — объясняет миллионер.
Миссию проекта он видит в повышении качества световой среды в России и за её пределами. Сейчас "Аледо" также развивает образовательный проект #световаясреда — для проектов Петербурга и Москвы.
Основные клиенты компании — объекты торговли, выставочные пространства, рестораны, бары и кафе, офисы, жилые интерьеры и фасады зданий. Сейчас в портфеле заказов можно найти фуд–молл "Депо. Москва", "Азбуку Вкуса" и группу "Эталон" ("ЛенСпецСМУ").
Пандемию компания Явтушенко пережила спокойно: удалось не только сохранить штат, но и расширить пул сотрудников. На удалённую работу предприниматель перевёл большую часть кадров ещё до официального локдауна. По словам бизнесмена, качество работы отдела продаж во время массовой самоизоляции только выросло. И, несмотря на сокращение клиентов–рестораторов, финансовые показатели "Аледо" остались на уровне докоронавирусных времён.
В предпринимательской карьере Явтушенко, как и у всех, были ошибки. Миллионер говорит, что он с партнёрами слишком поздно переориентировались на создание собственного продукта. "Изначально компания существовала как торгово–проектная, а последние 3–4 года мы делаем свою продукцию, которая не имеет аналогов на рынке и, соответственно, конкуренции. Сейчас мы активно развиваем это направление, работы с ним ещё много", — рассказывает миллионер.
Пока Артём Явтушенко не хочет продать своё дело целиком, 70% готов выставить за 120 млн рублей при условии, что он останется в совете директоров.
Через 5 лет предприниматель продал бы 100% компании за 1,5 млрд рублей.
Чтобы стать миллионером, считает он, нужно делать то, что не делать попросту не можешь. "И, конечно, не причинять вред окружающему миру. Хочешь ты этого или не хочешь, вознаграждение тебя найдёт", — заключает Явтушенко. Сам предприниматель говорит, что не представляет жизнь без создания и развития своего собственного дела.
Анна Фисун, 35 лет
Построила агентство офлайн–рекламы, в 2020–м —перестроилась на диджитал–рельсы, 117 млн рублей за 2019 год
Анна Фисун основала рекламное агентство "Медиаинсайт" — оно занимается закупкой и размещением рекламы на охватных медианосителях и организацией кросс–промоакций.
В 2016–м предпринимательница наняла вчерашних студенток и обучила их работе с рекламой: объяснила тонкости дела, оплатила спецкурсы, наняла опытных диджитал–специалистов. За 4 года сформировалась команда профессиональных рекламщиков. Среди клиентов — Hesburger, строительная компания "КВС", "Глоракс", сеть аптек "ЛекОптТорг".
Во время пандемии Фисун сохранила штат и переориентировала бизнес в сторону диджитал–направлений. Как говорит предпринимательница, ни в пандемию, ни в кризис, ни в войну реклама никуда не уходит, меняется лишь медиапотребление. "Изначально мы занимались в основном офлайном. Однако весной люди перестали потреблять рекламу на улице, но начали — дома. Мы быстро это поняли и перенесли контент в онлайн–кинотеатры — okko.tv, ivi.ru и другие".
Кроме того, компании удалось вывести в соцсети компанию "ЛекОптТорг", в то время как рынок аптечных сетей всегда был очень консервативным с точки зрения рекламы и продвижения.
Как рассказывает предпринимательница, после спада первой волны коронавируса клиенты активизировались с двойной силой — бизнес искал любую возможность продвинуть свой продукт. В итоге агентство расширило клиентскую базу на московском рынке.
"Пандемия работает как парник. Что до этого посадил — то и выросло", — констатирует Фисун.
Одной из главных ошибок в карьере она считает готовность взяться за любой проект.
"Когда агентство только открылось, я думала: бизнес молодой, нужно хвататься за любую возможность заработать. К нам обратился клиент с сомнительным прошлым, о чём я прекрасно знала. В итоге нас пытались обмануть на миллион рублей. Не могу сказать, что это заоблачная сумма, но я понимала: если меня обманут сейчас, я морально уже не встану", — рассказывает Фисун.
Миллионером, по её мнению, можно стать, если много работать и не забывать о своих интересах. "Любой вызов для начинающего предпринимателя может стать фатальным, можно зарыться в водоворот дел, работы много, а ответственности — ещё больше. Важно не забывать смотреть вокруг, иначе можно перестать видеть, какие возможности открыты для твоего бизнеса", — отмечает она.
Олег Савченко, 35 лет
С нуля наладил производство и поставку пластиковых контейнеров, 290 млн рублей за 2019 год
Предприниматель является сооснователем компании "Пластик Система". Она была создана как региональная торговая, но сразу стала производственной, а сейчас насчитывает десять филиалов по всей стране. Основной профиль — производство пластиковой многоразовой упаковки.
В 2019 году "Пластик Система" закупила дополнительное оборудование для нанесения УФ–печати, лазер и фрезер. Сейчас партнёры осваивают новые рынки сбыта в сфере изготовления рекламы и POS–материалов. Один из самых известных клиентов компании — Toyota Motor.
Как говорит Олег Савченко, во время пандемии ему удалось перестроить работу компании и запустить продажу защитных пластиковых экранов, которые пользовались высоким спросом во время локдауна. Благо инфраструктура компании позволяла переоборудовать производство.
"Мы начали развивать направление не только для частных клиентов. Компания участвовала и в социальных кампаниях по бесплатной раздаче пластиковых экранов на полигоны, которые были в “Ленэкспо”. Благодаря этому удалось привлечь новых клиентов", — рассказывает Савченко.
Продажи типовых продуктов упали примерно на 70%, однако рабочие места удалось сохранить — штат адекватно отнёсся к снижению зарплаты на 20–30%.
За свою предпринимательскую карьеру Савченко набил шишки на недобросовестных клиентах, особенно во время работы с госконтрактом.
"Покупатель заказывает продукцию, а платить потом за неё не хочет — типичная история. Суды в итоге ни к чему не приводят. Госбюджетные учреждения после заключения контракта и поставки товара тоже не считают должным своевременно рассчитываться за нашу работу. В итоге сделка с рентабельностью 10–15% идёт тебе в убыток", — говорит предприниматель.
Накопив опыт нерентабельных проектов, бизнесмен пришёл к выводу: с подозрительными клиентами лучше не связываться — себе дороже.
"Работаешь с госзаказчиком — делай высокую маржинальность или отказывайся от сотрудничества в пользу других контрактов. У предпринимателя всегда есть выбор — работать с десятком небольших клиентов или выбрать одного крупного, с которым нужно просчитывать риски", — рассказывает Савченко.
Сейчас предприниматель не готов продавать своё дело. "Через 5 лет мог бы выставить компанию по цене годовой выручки, к которой прибавляется 30%. В ближайшее время мы ожидаем роста финансовых показателей в 2 раза благодаря новым проектам", — говорит он.
Алексей Скугоров, 35 лет
С чистого листа основал крупную строительную компанию, 52 млн рублей за 2019 год
Алексей Скугоров больше десяти лет занимается обеспечением пожарной безопасности, в 2019 году его компании "Вива Сити" удалось увеличить выручку в несколько раз — с 14 млн до 52 млн рублей.
Cамый крупный клиент — Балтийская таможня. "Вива Сити" занималась для таможенного управления проектированием, поставкой, монтажом и техническим обслуживанием систем безопасности. Во время пандемии компания продолжала деятельность. По словам предпринимателя, благодаря внедрённой CRM–системе удалось сохранить все рабочие процессы и полный штат сотрудников.
"В начале локдауна мы успели получить лицензию КГИОП на осуществление деятельности по разработке проектной документации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Благодаря этому удалось заключить несколько важных контрактов во время пандемии на общую сумму 4 млн рублей, — рассказывает Алексей. — Считаем это направление очень перспективным. Имея опыт в системах безопасности, мы можем без изменения внешнего облика зданий, которые находятся под защитой министерства культуры, реализовывать наши проекты".
Предприниматель также отмечает, что общая сумма контрактов, заключённых с марта по август 2020 года, составляет 23,8 млн рублей. Таких объёмов, по его словам, удалось достичь именно благодаря большому опыту работы с тендерами.
Главной ошибкой в предпринимательской карьере Скугоров считает игры с налоговой.
"Нужно вести деятельность в рамках правового поля. Пути решения — привлечение внешнего аудита, поход на курсы по оптимизации налогообложения. За годы работы нашей компании я убедился в том, что нет нерешаемых проблем", — говорит он.
Сейчас перед предпринимателем стоит вопрос социальной ответственности бизнеса. В первую очередь, по его мнению, необходимо заботиться о своих сотрудниках. В компании Скугорова периодически появляются дополнительные корпоративные бонусы: оплата проезда, мобильной связи, ДМС.
"Как только будет ясно, что есть некий баланс между удовлетворённостью сотрудника и совокупностью затрат на обеспечение сотрудников, то можно подумать и о социальной ответственности, например помощь домам престарелых", — уверен он.
Чтобы стать миллионером, считает Алексей Скугоров, необходимо никогда не останавливаться на достигнутом и ежедневно выполнять задачи, которые рано или поздно приведут к достижению цели.