На недостроенную ВСМ пустят новые "Сапсаны"

Автор фото: "ДП"

В ближайшие 2-3 года РЖД планируют увеличить число курсирующих между Петербургом и Москвой "Сапсанов" более чем в полтора раза. Если рост пассажиропотока при этом продолжится, то встанет вопрос, что делать с Московским вокзалом.

Первые участки Высокоскоростной магистрали (ВСМ) планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году, заявил заместитель генерального директора РЖД Андрей Макаров.
"До 2024 года будут построены входы в Москву и Санкт-Петербург. Они будут увязаны с существующей сетью и тут же начнут эксплуатироваться — за счёт этого мы сможем существенно увеличить поток пригородных поездов на входах в Центральный и Санкт-Петербургский транспортные узлы", — приводит его комментарий ТАСС.
По словам Макарова, на новые пути планируется запустить новые поезда "Сапсан".
"Мы ждём прибытия 10 новых поездов на горизонте 2023-2024 годов", — пояснил Андрей Макаров.
В 2019 году РЖД и Siemens подписали контракт на поставку 13 новых "Сапсанов" в 2022-2023 годах на сумму 1,1 млрд евро.
Строительство ВСМ планируется начать в 2022 году. Недавно стала известна предварительная трассировка новой железной дороги. В Петербурге от Московского вокзала до Обухово она будет идти в створе существующих железнодорожных путей. Аналогичное решение применено в Москве.
Сейчас на линии Москва — Петербург работают 16 "Сапсанов". До пандемии пассажиропоток на них постоянно рос. По итогам 2019 года скоростные поезда перевезли почти 5,7 млн пассажиров, что на 4% больше, чем в предыдущем году. Весной 2020-го всё железнодорожное сообщение было резко сокращено. Когда ограничения ослабли, пассажиропоток начал быстро восстанавливаться, сообщали в РЖД, однако цифр по итогам года не дали.
Пассажиропоток между Петербургом и Москвой продолжит расти, полагает исполнительный директор компании "Лабград" Александр Баранов.
"Это два крупнейших города страны, и это единственное место, где спрос может расти, учитывая ограничения в международных связях. Поэтому потенциал в этом есть, несомненно", — говорит он.
"Шёл линейный рост спроса на перемещение между Питером и Москвой с лёгкой тенденцией к затуханию к 2019 году, — отмечает транспортный аналитик Владимир Валдин. — Что будет дальше, очень трудно сказать — если затухание продолжится, то спрос во что-то упрётся".
В первые годы работы "Сапсанов" большой проблемой стали частые закрытия переездов. Но к сегодняшнему дню практически во всех населённых пунктах вдоль железной дороги построены путепроводы. Кроме того, линия Москва — Петербург пересекает пути будущего железнодорожного полукольца Петербурга. Владимир Валдин полагает, что по существующим нормативам там тоже будут строить путепровод.
Сложнее будет с пригородным сообщением. "В условиях отсутствия ВСМ как отдельных путей развитие интенсивности "Сапсанов" влияет на обслуживание пригородного железнодорожного сообщения, потому что интервалы для запуска иных видов сообщения сужаются. А это направление достаточно загруженное уже сейчас", — отмечает Александр Баранов.
Но самой большой проблемой эксперты видят ситуацию с Московским вокзалом, пропускная способность которого фактически исчерпана. Кроме того, существуют большие проблемы с его доступностью для разных видов транспорта.
"Сейчас остановок общественного транспорта там практически нет, они унесены, а вся площадь перед Московским вокзалом — это один большой бардак и бессистемная парковка", — констатирует Владимир Валдин.
Строительство торгового центра "Галерея" и жилого комплекса "Царская столица" значительно сузили возможности для развития вокзала, указывает Александр Баранов.
Тем не менее варианты остаются.
"Это либо вокзал над путями, либо полуподземные решения, либо поиск решений на прилегающих территориях для организации доступа к терминалу со стороны Лиговского проспекта и Гончарной улицы", — перечисляет Баранов.
По его словам, любое из этих решений будет относительно дорогим.