Россия — огромный рынок: новый генконсул Германии о бизнесе и авиасообщении

Автор фото: Стефано Вайнбергер

Новый генеральный консул ФРГ работает в Петербурге с осени 2020-го. До этого он трудился в немецком министерстве экономики, посольствах в Пекине, Тель-Авиве и Риме, а также руководил отделом в центральном аппарате МИД Германии.

Вы в Петербурге человек не совсем новый — в городе уже несколько месяцев. Но всё равно вас пока не очень знают. Ваша личная главная миссия в Петербурге?

— Самое важное — это продолжить те благоприятные контакты Генерального консульства, которые уже налажены с гражданским обществом, с российскими ведомствами, с правительством Петербурга и Ленинградской области. Укрепить контакты в сфере культуры.
Мне кажется, что очень важен молодёжный обмен, потому что молодёжь — это капитал любой страны, это будущее. Поэтому особенно важно налаживать контакт между немецкими и российскими молодыми людьми. В этой сфере уже работают ряд школ, университетов. Статистика в академической среде говорит сама за себя. Я нанёс визиты в целый ряд петербургских университетов. Все они поддерживают отношения с немецкими образовательными учреждениями. Число их партнёров в Германии уже, как правило, двузначное.
Только представьте себе, что по всей России существует приблизительно тысяча школьных партнёрств с Германией и приблизительно тысяча межвузовских. И значительная их часть приходится на Санкт–Петербург. Например, Германская служба академических обменов DAAD каждый год даёт стипендии студентам. И именно Россия по количеству стипендиатов занимает первое место. Приблизительно 4 тысячи человек получили такие стипендии в 2019 году (2020–й — нерепрезентативный из–за распространения коронавирусной инфекции).

У вас есть опыт работы внутри компании "Сименс". И до, и после революции это один из наших видных инвесторов. Понятно, что внешнеполитическая ситуация непростая, взаимоотношения между Россией и Германией лучше не становятся. Тем не менее бизнес есть бизнес, он делает деньги там, где может. В Петербурге, как кажется, это возможно. Какие вы видите здесь точки роста для немецкого бизнеса?

— Как я уже говорил, у нас много контактов в академической сфере. В 2018–2020 годы проходил перекрёстный Российско–германский год научно–образовательных партнёрств, который был организован совместно с российским правительством.
Сейчас проходит Германо–российский год экономики и устойчивого развития. Это означает, что, несмотря на все политические противоречия, разногласия (не в последнюю очередь в экономике), у наших стран большая заинтересованность в том, чтобы продолжать сотрудничество.
Например, в рамках Года экономики пройдёт множество мероприятий, в которых примут участие российские и немецкие фирмы. И если вы спросите меня, что особенно интересно для немецкого бизнеса в России, то здесь существует много аспектов. В первую очередь Россия — это огромный рынок. Богатая ресурсами страна. Конечно, она интересна для немецких предпринимателей. Но так же интересно для них, что в России, и в частности в Санкт–Петербурге, очень высококвалифицированные кадры, особенно в сфере IT. И есть некоторые примеры немецких фирм, которые работают именно в сфере IT как в Петербурге, так и в области.
Конечно, это для немецких фирм не всегда просто. Потому что существуют какие–то предписания с российской стороны (когда мы говорим о локализации, например). Но для обеих сторон ценность в том, что они продолжают сотрудничество. И в будущем для России, на мой взгляд, существует необходимость в модернизации инфраструктуры, немецкие предприятия могут играть в этом очень важную роль. Ведь они это делают уже на протяжении многих лет. Особенно в Петербурге и в Ленинградской области — на всём Северо–Западе тоже, но основная концентрация именно здесь, где работают примерно 470 немецких предприятий или предприятий с немецким капиталом.

Если у них случается что–то неприятное с местными властями, они могут вам позвонить — и вы поможете?

— Немецкие предприятия — это частные предприятия. И государству не надлежит вмешиваться в их дела. Но, конечно, как и во всех других странах, немецкое правительство тоже очень заинтересовано, чтобы наши предприятия работали успешно — как в Германии, так и за рубежом. И наша роль заключается в числе прочего и в том, чтобы оказывать поддержку немецким предпринимателям.
Мы не одни это делаем. В Петербурге очень эффективно работает Российско–Германская внешнеторговая палата. Большинство работающих здесь предприятий в неё входят. Конечно, мы помогаем — предоставляя информацию, подыскивая подходящих партнёров, организуя мероприятия для немецкого бизнеса.
Очень хороший пример в этой сфере — Неделя Германии в Санкт–Петербурге, которая пройдёт в этом году уже в 18–й раз (с 22 по 29 апреля). Онa проводится обычно под эгидой губернатора Петербурга — и в этом году надеемся, что традиция продолжится. В рамках Недели будут представлены все возможности взаимодействия в сфере культуры, гражданского общества, права, экономики.
Хороший пример того, как мы поддерживаем немецкую экономику, — будет ряд мероприятий для немецкого бизнеса: это и технологический форум, и день стартапов, и подиумная дискуссия, посвящённая водородным технологиям.

С 1 апреля Россия возобновила на взаимной основе авиасообщение ещё с шестью странами. В их число, к нашей радости, вошла и Германия.

— Это хорошая новость! Во–первых, возобновление регулярного авиасообщения означает, что совершать поездки между нашими странами снова станет проще и быстрее, а это важно и для экономики, и для молодёжного обмена, и для научного сотрудничества, для взаимодействия в сфере культуры и науки и во многих других областях. Несмотря на то что всё это не сразу восстановится в полном объёме, мы надеемся, что возобновление авиасообщения станет первым шагом, за которым вскоре последуют дальнейшие снятия ограничений при въезде в Россию.
Границы закрыты практически полностью вот уже больше года — например, для деловых поездок или для студентов. Мы были бы очень рады, если бы рейсы в оба направления стали опять возможны в скором времени.
Во–вторых, в контексте пандемии эта новость говорит и о том, что в конце тоннеля появился свет и возвращение к нормальному обмену между странами снова станет возможным.
Многие контакты во время пандемии удавалось поддерживать виртуально по видеосвязи, но в долгосрочной перспективе нельзя просто взять и найти замену личному общению. Нет сомнений, что это положительно повлияет на работу Генерального консульства. К нам станет приезжать больше гостей из Германии, которых мы с удовольствием будем сопровождать и способствовать их сближению с нашими российскими партнёрами.
Результатом станет появление новых идей и новых совместных проектов, которые пойдут на пользу обеим сторонам. Мы с нетерпением ждём, когда это случится!

У вас большой дипломатический опыт работы — Китай, Израиль, Англия, Италия. В какую ещё часть света вы бы хотели попасть или Россия для вас — всерьёз и надолго?

— Первым местом моей дипломатической службы стал Китай. Знаете, первое место — это особенно волнительно, как–то к нему трепетно относишься. Однако в Китае я чувствовал себя как иностранец. Это совершенно другой мир. И если мы сравним его с Россией, то здесь, несмотря на то что я нахожусь в Петербурге лишь непродолжительное время, я уже чувствую себя как дома, как в Европе. И мне кажется, что во многих сферах есть схожесть между Петербургом и Берлином, другими немецкими городами.
Петербург — это прекрасный город. И каждого, кому выпала удача пожить здесь какое–то время, можно только с этим поздравить.
Вы знаете, что у дипломатов так заведено: наше время в одном месте всегда ограничено, так и я через 3–3,5 года покину Петербург. Но сейчас я в самом начале. Каждый день очень много нового для себя узнаю. Наслаждаюсь красотой Санкт–Петербурга. И надеюсь, что скоро это можно будет делать без ограничений, связанных с пандемией. Можно будет проводить мероприятия в Генеральном консульстве. И я смогу в полной мере познакомиться с богатым культурным ландшафтом вашего города.