Маятник качнулся — рубль упал: как рынок ответил на санкции

Автор фото: ТАСС
Американские санкции против рублёвого госдолга, которыми долго пугали аналитики, наконец стали фактом. Минфин США объявил о том, что после 14 июня текущего года американские финансовые институты не смогут принимать участие в первичных размещениях госдолга РФ, номинированного в рублях. Кроме того, США ввели санкции против 32 юридических и физических лиц из России, обвинив их в попытках повлиять на президентские выборы в США в 2020 году и других грехах.
Основная реакция на эту новость прошла ещё утром: с 7:00 до 10:00 московского времени доллар и евро расчётами "завтра" на Московской бирже подорожали более чем на 2% благодаря тому, что ряд американских СМИ заранее рассказали и о запрете, и о дате его вступления в силу. В результате валютные пары за несколько часов отыграли всё падение, случившееся накануне, после того как президент США Джо Байден позвонил российскому президенту Владимиру Путину. Участники рынка восприняли этот разговор как признак потепления отношений между двумя державами, но не прошло и двух суток, как были разочарованы явным признаком их охлаждения. Впрочем, уже к вечеру четверга оптимизм в отношении рубля стал возвращаться: к 18:00 доллар отыграл вниз 80% утреннего подъёма. Санкций против ОФЗ рынок ждал давно и заложил их в котировки и рубля, и гособлигаций.
Многие российские граждане, хранящие в валюте свои сбережения, наверняка сожалели вчера, что не купили доллар днём ранее на 2% дешевле. А сегодня, не исключено, жалеют, что вчера не продали на 1,6% дороже. И совершенно напрасно. Вообще, это проблема всех непрофессионалов — им кажется, что кто–то может угадать, когда доллар прыгнет на 2–3% вниз или вверх, а они не могут. На самом деле никто не может. Вот движения на 20–30% более предсказуемы, и то скорее в части направления, но не скорости и амплитуды. На таких трендах и зарабатывают профессионалы.
Настоящие профи, как стало ясно вчера, работают в Минфине РФ. 14 апреля, аккурат после укрепления рубля и подскока цен гособлигаций, ведомство разместило на первичных аукционах ОФЗ почти на 384 млрд рублей — рекордную сумму с 3 ноября 2020 года. Было бы забавным предположить, что глава российского Минфина Антон Силуанов заранее договорился с Байденом, когда тот позвонит Путину. Но на самом деле это просто совпадение. Тем более что покупателем большей части размещённых ОФЗ выступил подконтрольный государству банк — ВТБ. А он бы, очевидно, сделал это при любой конъюнктуре.