В рамках реформы, старт которой намечен на 15 июля 2022 года, перевозчики закупят более 2800 новых автобусов. Власти рассчитывают, что не меньше половины из них будут работать на газе.
"Когда мы получим данные от ГГМТ ("Газпром газомоторное топливо". — Ред.) и других владельцев газомоторной инфраструктуры, утвердим перечень маршрутов, на которых будут работать газовые автобусы. После этого и поймём, сколько автобусов будет. Пока понимаем, что не меньше половины от общего числа. Очень надеемся, что коллеги–газовики не подведут", — заявил "ДП" глава комитета по транспорту Кирилл Поляков.
Сколько газозаправочных станций будет к июлю 2022 года, чиновники пока не знают. В ГГМТ на запрос "ДП" оперативно не ответили. В марте компания сообщала, что их газозаправочная сеть к 2024 году вырастет в 2,5 раза, до 25 объектов, и в основном они будут работать на компримированном природном газе (КПГ). Сейчас в Петербурге у ГГМТ работает семь заправок КПГ и ещё одна на сжиженном природном газе (СПГ). По данным Комтранса, развивать будут оба вида топлива, но упор сделают на СПГ.
По данным аналитика общественного движения "Транспорт и горожане" Владислава Булгакова, сейчас каждая заправка может принять порядка 70 автобусов в сутки. Для обслуживания около 1400 автобусов нужно 20 заправок, что выглядит весьма реалистично. Что касается самой техники, то подвижной состав на КПГ в России производят все: Группа ГАЗ (ЛиАЗ, КаВЗ), НефАЗ ("дочка" КамАЗа), "Волгабас". Автобусы на СПГ есть у белорусского МАЗа, ЛиАЗа, готовит свою машину НефАЗ.
"Для нас как для заказчика транспортной работы использование газомоторной техники — это экологично и более экономично. С точки зрения топлива для эксплуатанта это дешевле, что позволяет нам экономить затраты бюджета", — пояснил Поляков.
Цена автобусов на газе выше, чем дизельных. Техника на КПГ дороже на 1–2 млн рублей, на СПГ — на 3–4 млн рублей. Так, 12–метровый автобус большой вместимости будет стоить 11–12, 12–15 и 14–16 млн рублей соответственно. Однако за счёт федеральных субсидий газовые автобусы обходятся перевозчикам дешевле дизельных. По данным "ДП", в конце апреля должна появиться новая программа, предоставляющая крупные субсидии на технику на СПГ, который менее популярен, чем КПГ.
Как ранее сообщали "ДП" в ГУП "Пассажиравтотранс", использование газовых автобусов позволяет снизить затраты по статье "топливо" на 38% по сравнению с дизельными.
Начальная цена контракта на аукционах для перевозчиков тоже должна уменьшиться. Однако в приказе Минтранса подробно не прописана процедура пересчёта солярки на газ, поэтому Комтранс пока не может её оценить и ждёт разъяснений. Эксперты говорят, что она должна снизиться на 15%.
"Подвижной состав подорожал больше, чем инфляция, примерно на 12–15%. Но с учётом возможности использования газовой техники мы примерно укладываемся в параметры, отведённые госпрограммой, с учётом индексов потребительских цен, — отметил глава Комтранса. — Переход на газомоторное топливо вынужденным не был. Мы к этому шли. Многие перевозчики планировали при появлении инфраструктуры переходить с дизеля на газ".