Долой полтриллиона: пандемийные потери госкорпораций

Автор фото: Сергей Коньков
В пятницу Российские железные дороги раскрыли сведения об итогах работы в 2020 году по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО). Монополист показал чистый убыток 52,9 млрд рублей против 155,7 млрд прибыли годом ранее. По версии руководства РЖД, это произошло главным образом из–за огромного (на 41,7%) сокращения поступлений от пассажирских перевозок, вызванного пандемией. Но неожиданно сильно (на 8,1%) просел и логистический сегмент. А ведь именно он — а не пассажиры — в условиях перекрёстного субсидирования даёт РЖД основную маржу. Компании удалось в прошлом году снизить на 4,2% расходы, но доходы сократились куда существеннее — на 9,1%. Отсюда и дыра в балансе, первая за много лет.
Впервые за последние 22 года убыток показал и "Газпром". Он достиг рекордных 706,9 млрд рублей (правда, это не по МСФО, а по российским стандартам бухгалтерского учёта), тогда как 2019–й "национальное достояние" окончило с чистой прибылью 734 млрд. Группа "Аэрофлот" (включая "Россию" и "Победу") имеет по итогам минувшего года 123 млрд рублей чистого убытка по МСФО против чистой прибыли 13,5 млрд годом ранее.
Хорошо, что у российского государства есть дочерние нефтяные компании и банки. Они в минус, за редким исключением, не ушли, но и плюс в 2020–м получился уж очень скромным. Чистая прибыль "Роснефти" по МСФО снизилась почти в 5 раз — до 147 млрд рублей, группы ВТБ — в 2,7 раза, до 75,3 млрд. У Сбербанка дела обстоят гораздо лучше, но общей картины это не меняет: в нынешнем году федеральный бюджет получит от своих бизнес–монстров в виде дивидендов совсем уж символическую сумму.
А цена вопроса — почти 0,5 трлн рублей. Во всяком случае, по итогам докризисного 2019–го дивиденды от крупнейших госкомпаний пополнили федеральную казну на 421,4 млрд. Это сопоставимо с размером доходов такого региона, как Санкт–Петербург. А если сравнивать с Ленобластью, то это её бюджет почти на 3 года.
России удалось гораздо легче США и стран Европы пережить наиболее острую фазу нынешнего кризиса, и это неоспоримый факт. Сейчас много дискутируют, за счёт чего. Некоторые полемисты настаивают: это произошло во многом благодаря курсу государства на сохранение полного контроля над ключевыми отраслями через госкорпорации. Сторонникам этой версии лучше не изучать свежие балансы госкомпаний. Могут расплакаться…