Город в цифрах: без чего невозможно эффективное управление?

Термин Business intelligence (BI), который предполагает анализ информации, полученной из разных источников, и дальнейшую работу с ней, появился ещё в середине прошлого века и постепенно эволюционировал по мере развития компьютерных технологий. Сейчас для крупных игроков рынка в любой отрасли экономики BI–система — это обязательный инструмент, который позволяет превратить накопленные фактические данные в полезные знания с целью принятия эффективных решений. Именно такие системы позволяют измерять, управлять и достигать целей. Неудивительно, что они играют ключевую роль при принятии управленческих решений и в ежедневной работе региональных властей.

Большие данные и точный анализ

В Петербурге информационно–аналитической платформой (BI–платформой) стала ИС ИАО — интегрированная система информационно–аналитического обеспечения органов исполнительной власти города. Создание такого системного проекта было инициировано в 1999 году приказом губернатора Санкт–Петербурга "Об организации информационно–аналитического обеспечения администрации Санкт– Петербурга". С момента появления системы в 2002 году и по сегодняшний день её разработчик, Санкт–Петербургский информационно–аналитический центр, постоянно совершенствует и расширяет инструменты, необходимые для эффективной работы в любой сфере жизни современного мегаполиса — от демографических процессов до развития бизнеса.
В эпоху цифровой трансформации такие системы сбора информации — это и хранилище данных о регионе и других субъектах РФ с элементами интерактивной визуализации, и платформа для комплексного анализа и прогнозирования, обработки результатов социологических опросов и мониторинга социальных сетей. Для чего это нужно? Например, в Петербурге ежегодно формируется прогноз численности населения как в городе в целом, так и в каждом из его 18 районов на ближайшие 20 лет. Это позволяет оценить ожидаемую численность детей и подростков, трудоспособного населения, молодёжи, пенсионеров, что крайне необходимо при планировании бюджета и размещения объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ, подростково– молодёжных клубов, спортивных сооружений и т. д.). Аналитика может затрагивать любые темы — показатели уровня жизни населения, состояние потребительского рынка, уровень цен на жизненно важные продукты питания, состояние рынка труда, уровень криминогенной ситуации в городе — и составляться на кратко– и среднесрочную перспективу. При этом для оценки достоверности и надёжности прогнозов регулярно проводится сверка с фактическими цифрами. Как показала практика, погрешность моделей ИС ИАО не превышает 5%.

Усовершенствованная модель

Серьёзным этапом в развитии информационно– аналитической платформы Петербурга стало внедрение Цифровой панели управления городом (ЦП) в 2019 году. С этого момента вся актуальная информация о городе стала представляться губернатору и руководителям комитетов в наглядном виде посредством единой онлайн–платформы. Все данные поступают в режиме реального времени, в том числе о выполнении национальных и региональных проектов, адресных программ, а также анализ состояния и прогноз динамики различных сфер жизнедеятельности как Петербурга, так и его административных районов, а в период выборов — о ходе предвыборной кампании, процессе голосования и результатах выборов. Одним из основных технологических достоинств ЦП является конструктор информационных панелей, который позволяет оперативно готовить по заданной тематике так называемые дашборды, например по вопросам предстоящего совещания или доклада. Информация может быть представлена в виде набора фреймворков с отображением данных внешних информационных систем или интерактивных виджетов, содержащих текст, изображения, графики, тепловые карты, видеоматериалы, презентации и ленты событий.

Помощь в борьбе с пандемией

Пандемия коронавируса стала серьёзным испытанием для Петербурга, и если бы город не обладал необходимыми цифровыми компетенциями, то, скорее всего, потери и для экономики, и для населения были бы более существенными. Весной 2020 года эпидемиологическая обстановка постоянно менялась. Необходимо было круглосуточно отслеживать наличие и нехватку мощностей по приёму пациентов, фиксировать сведения о прибывших на территорию Петербурга и их размещении, следить за обеспеченностью медицинских учреждений средствами индивидуальной защиты и лекарствами, объективно оценивать и принимать оперативные решения по введению ограничительных мер, поддержке бизнеса и горожан, держать под контролем ситуацию на рынке труда. Поэтому именно цифровые панели стали самым востребованным инструментом в работе органов власти в период борьбы с пандемией COVID–19. Это позволило обеспечить непрерывное информационно–аналитическое сопровождение губернатора Петербурга: более 1 500 показателей, обновляемых с ежедневной и еженедельной периодичностью, и сегодня продолжают выводиться на цифровую панель и выгружаться в 14 ежедневных интеллектуальных отчётах.
Не остаются без внимания и локальные процессы управления: всего сейчас активно работают 67 информационных панелей: для 43 комитетов, управлений, инспекций, служб, шести подразделений администрации губернатора и 18 администраций районов города, которыми уже пользуются руководители и специалисты исполнительных органов государственной власти.
Начиная с 2020 года в ИС ИАО активно практикуется применение нейросетей и других методов машинного обучения для извлечения скрытых взаимосвязей и закономерностей. Главная цель — минимизировать ошибки и сделать работу и принимаемые решения максимально эффективными. Для этого, например, анализируются жалобы, поступающие в систему "Инцидент–менеджмент", выявляется тематика жалоб, имена и территории, наиболее часто встречающиеся в сообщениях.
Таким образом, современная BI–система, в которую за долгие годы совершенствования эволюционировала ИС ИАО, позволяет использовать её не только как центр аналитики и поддержки принятия решений регионального уровня и на местах, но и как платформу бизнес–анализа корпоративного уровня. И всё это — с целью совершенствования процессов планирования, прогнозирования, бюджетирования, быстрого получения необходимой информации для своевременного принятия решений. На сегодняшний день опыт Северной столицы позволяет говорить об этом с уверенностью.