Изучай IT смолоду: как получить необходимые навыки на базе школы

Автор фото: Сергей Коньков

Дополнительное образование всё более тесно встраивается в общую траекторию подготовки будущих профессионалов. При этом уже в школе отчётливо проявляется тренд на развитие именно технических навыков: оборудуются классы для занятий роботехникой и даже настоящие детские технопарки, где вместо учителей с детьми работают практикующие IT-специалисты.

Ещё одна важная тенденция образовательного рынка сегодня — это переход к личностно-ориентированной модели обучения, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая вузом и системой повышения квалификации. Главная задача — помочь каждому человеку максимально раскрыть свои способности и развить soft skills, например, умение работать в команде, самостоятельно получать новые навыки и принимать решения.
В последние годы соответствующие программы, а также программы повышения технической грамотности, активно реализуются в регионах в рамках нацпроекта "Образование". Так, с 2016 года на базе средних школ развивается проект детских технопарков "Кванториум", в рамках которого дети от 5 до 18 лет могут изучать информационные технологии и заниматься научным творчеством, не покидая стен своего образовательного учреждения.
Особенность детских технопарков в том, что они оснащены высокотехнологичным ПО и оборудованием — таким же, как на реальных производствах, а вместо учителей с детьми работают наставники. Их задача — не обучить, а направить своих слушателей к самостоятельному познанию предмета. И это не просто преподаватели, хорошо знающие свой предмет, а практикующие технические специалисты, прошедшие для работы с детьми подготовку на базе Сколково.
Виталий Гаврицков, руководитель направления департамента комплексных проектов компании Softline
Как это работает на деле, "ДП" рассказал Виталий Гаврицков, руководитель направления департамента комплексных проектов компании Softline, которая уже оснастила десятки детских технопарков в регионах РФ, включая СЗФО: "В прошлом году мы приняли участие в запуске мобильного "Кванториума 53" в Новгородской области. Благодаря его появлению к участию в проекте смогли подключиться более тысячи обучающихся из Демянского, Крестецкого, Окуловского, Парфинского, Пестовского, Солецкого и Хвойнинского муниципальных районов. На базе мобильного технопарка ученики 6–8 классов проходят обучение в рамках шести направлений в трёх квантумах: квантум промышленного дизайна и робототехники, IT/VR-AR, гео и аэротехнологий".
Пандемия, которая в прошлом году оказала существенное влияние на работу предприятий в разных сферах, неизбежно отразилась и на реализации проекта по созданию технопарков, но несмотря на трудности, сроки удалось соблюсти. "Некоторые зарубежные промышленные организации временно приостанавливали работу, из-за закрытия границ нарушалось торговое сообщение между странами. Нам удалось организовать поставку техники в два этапа: сначала ноутбуки и программное обеспечение, после — остальное инновационное оборудование. В итоге новый мобильный технопарк начал свою работу вовремя — 1 сентября", — прокомментировал Виталий Гаврицков.
К слову, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация никак не повлияла на сам процесс обучения: в каждом реализуемом технопарке есть ИТ-квантум и высокопроизводительные рабочие станции, на базе которых возможно установить программное обеспечение для дистанционного обучения по ряду направлений.
"Один из интересных случаев в практике Softline — оснащение "Кванториума" в республике Калмыкия. Проект был реализован совместно с МЧС: на базе аэроквантума дети учатся управлять специально разработанными промышленными квадрокоптерами, которые используются для поиска пропавших людей на больших пространствах. Беспилотники оснащены камерами, тепловизорами и могут находиться в воздухе продолжительное время — от часа и более", — поделился эксперт.
Для реализации проекта в российских регионах разработаны рекомендации и инфраструктурные листы, в которых очень подробно описаны требования к внедряемому оборудованию и программному обеспечению. Но под эти характеристики подходит довольно широкий пул решений, выбрать оптимальное из которых заказчику бывает сложно без привлечения IT-консультанта. Задача сервисного провайдера — найти решения, обеспечивающие максимальную эффективность при оптимальной цене, обосновать их выбор перед тьюторами, а позднее — внедрить, осуществить пусконаладку, обучить персонал работе с ними.
"Используя накопленный в сфере цифровизации образования опыт, мы помогаем руководству "Кванториумов" определиться с набором инструментов для оснащения типовой части проекта, а также выбрать дополнительные решения. Как правило, выбор делается в рамках направлений, особенно востребованных в регионе. Мы уверены в том, что миссия современных IT-компаний — способствовать развитию способностей ребят с ранних лет, со школьной скамьи, чтобы в будущем они могли стать востребованными специалистами, умеющими работать в цифровой среде", — подчеркнул Виталий Гаврицков.