В Петербурге не хватает вертолётов: спрос превышает предложение

Автор фото: Shutterstock

Вертолётный парк Петербурга насчитывает не более 20 единиц иностранной техники, которой в летний сезон не хватает для удовлетворения спроса всех желающих. Но это не единственная особенность: большая часть вертолётов в городе на Неве технически устарела. Необходимость обновления назрела давно. Как ни странно, именно прошлый год стал поворотным в этом вопросе, и сегодня можно с уверенностью говорить о положительной динамике на рынке.

Всплеск интереса к малой авиации в прошлом году эксперты связывают с двумя факторами: временной отменой НДС на ввоз иностранной техники и последствиями пандемии. В неблагоприятных эпидемиологических условиях люди всё чаще отдавали предпочтение индивидуальному транспорту. Представители бизнеса оценили по достоинству эффективность использования вертолётов: свобода передвижения, экономия времени в полном комфорте и безопасности.
Генеральный директор компании “Вертолетные технологии” Виктор Мартынов
"В прошлом году мы поставили собственный рекорд по количеству продаж, закрывая по 2–3 сделки одновременно, — рассказал "ДП" генеральный директор компании "Вертолётные технологии"Виктор Мартынов. — В первую очередь, появились запросы от Digital-предпринимателей — так сказать, людей, которые сделали своё состояние на цифровых и информационных технологиях. Количество поставок выросло, в том числе, из-за временной отмены НДС на ввоз иностранной техники, который продлится до 2023 года. Перепродажи на внутреннем рынке, наоборот, встали на паузу, в ситуации неопределённости. Поэтому и было ввезено большое количество ресурсной техники, прежде всего из Европейских стран. И эта тенденция продолжает набирать обороты: например, у нас на сегодняшний день заключены два твёрдых контракта на поставку воздушных судов и один в стадии согласования. Петербургские предприниматели всерьёз задумались об обновлении своих вертолётов, поэтому в ближайшее время на рынке появятся "доступные" предложения на ресурсную технику".
По оценке эксперта, у петербургского рынка малой авиации большой потенциал. Поскольку срок эксплуатации воздушных судов имеет ресурс по налёту часов и календарю, а вертолёты не обновлялась последние 10–12 лет, то в скором времени у большинства подходит капитальный ремонт двигателей и планера. Это длительный и дорогостоящий процесс, порой решаемый покупкой другого воздушного судна с остатком ресурса.
Стоит учитывать географию полётов в Северо-Западном федеральном округе. По статистике — это остров Валаам, куда путь лежит через Ладожское озеро, Псковская область, Мурманская область и порт Усть-Луга. Из-за климатических условий, полёты зачастую приходится осуществлять строго по правилам визуальным, при этом усовершенствованная авионика могла бы существенно повысить безопасность и снизить нагрузку на пилотов.
Современные технологии вертолётостроения шагнули далеко вперед. Появились многофункциональные дисплеи (в том числе отображающие метеоусловия по заданному маршруту: выпадение осадков, направление их движения и т. д.), различные цифровые системы индикации, отображающие в режиме реального времени 3D виртуальное представление положения вертолета, автоматическую траекторию полёта и окружающей обстановки и т.д.
Стимулом для развития отрасли, в том числе, стал внутренний туризм. С закрытием границ многие обратили внимание на заповедные уголки нашей страны, где сохранилась нетронутая дикая природа. Популярными направлениями для отдыха, охоты и рыбалки стали Мурманская область, Карелия, все больше людей интересуются Уралом, отдыхом на Байкале — а это огромные расстояния, преодолеть которые, порой, можно только по воздуху. Поскольку большинство вертолётов сдаётся в аренду исключительно в свободное время от полётов их собственников, то в летний сезон становится проблематично найти свободный вариант и тем более отправиться на неделю-две по проложенному маршруту.
За последний год изменился потрет клиента. "Раньше это были, в основном, владельцы среднего и крупного бизнеса: строительные компании, таможенные брокеры, сельскохозяйственные комплексы, фабрики и заводы, которым необходимо было регулярно инспектировать удалённые объекты, и при этом максимально экономить время в пути, — отметил Виктор Мартынов. — Сейчас среди покупателей появились представители инвестиционных компаний, фондового рынка и криптовалют, страховые брокеры. Это особая категорию людей: победители по жизни, мечтатели, философы, авантюристы и любители приключений. Они попробовали полетать и оценили удобство, комфорт и доступность вертолётов".
Возможность арендовать и попробовать вертолёт набирает популярность, поэтому самое время задуматься и оценить свободу передвижения.