Фото: архив "ДП"

Big data для малого бизнеса: экономическая перепись обрадовала не всех

Росстат проводит очередной раунд переписи малого и среднего бизнеса страны, ведущейся с 2010 года. Однако как воспользоваться данными этой масштабной акции, не понимают ни бизнесмены, ни учёные.

С 1 марта стартовал финальный этап грандиозной акции Росстата "Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса". Для средних предприятий ничего не изменилось, они и так обязаны отчитываться о своей деятельности перед органами госстатистики. А вот владельцам малых и микропредприятий лучше поторопиться: если до 30 апреля они не предоставят свои данные, то придётся платить штраф, который может достигать 150 тыс. рублей.

Отрезали по живому: малый бизнес в Ленобласти получит вдвое меньше

Отрезали по живому: малый бизнес в Ленобласти получит вдвое меньше

312
Марианна Матюшкина

Как рассказал корреспонденту "ДП" руководитель Петростата Олег Никифоров, наблюдение этого года заметно отличается от прошлых раундов (они проходили в 2010 и 2015 годах). Прежде всего — способами сбора информации. По очевидным причинам приоритет полностью отдан дистанционным методам. Необходимый набор данных (численность сотрудников, финансовые показатели, внедрение инноваций, активы, оборудование, сферы деятельности и так далее) можно выслать "Почтой России" на бумажных бланках или же внести в специальные формы на сайте Росстата либо через сервис "Госуслуги". Но если очень хочется, то можно принести и лично. Главное — не забыть надеть маску.

"Экономическая перепись должна повысить качество прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования экономики в целом и отдельных секторов в географическом распределении и послужить основой для реализации государственной политики по развитию МСП и выполнения задач, обозначенных президентом РФ, по повышению роли малого и среднего бизнеса в экономике России", — считает Олег Никифоров.

Экономисты относятся к экономической переписи положительно, но предостерегают от излишнего оптимизма.

"Источники информации о малом бизнесе, как и о любом другом, могут быть трёх видов: обследования и переписи, которые проводят статистические ведомства; административные данные — отчётность, которую такие предприятия должны передавать в органы государственного управления, включая налоговые органы; и то, что часто называют big data, большие данные. И обследования Росстата, и административные данные охватывают только зарегистрированные предприятия, тогда как огромная доля малого бизнеса ведётся без оформления официальных отношений с государством", — поясняет доцент факультета экономики Европейского университета в Санкт–Петербурге Юлия Раскина.

Однако, чтобы обработать большие данные, их нужно где–то собрать. Большие возможности для этого дают соцсети, через которые малый бизнес (особенно микропредприятия и самозанятые) активно продвигает свои товары и услуги, экономя на традиционной рекламе. Изучение размещённых в соцсетях фотографий и видео, а также данных банковских карт или финансовых трансакций, датчиков трафика и так далее предоставляет довольно много возможностей. Евростат, объединяющий национальные статистические агентства стран — членов ЕС, не так давно принял меморандум Big Data and Official Statistics, в котором признавалось, что следует приложить особые усилия для поддержки развития этого направления. Однако, чтобы запустить этот процесс, европейским статистикам предстоит разобраться с этичностью сбора и обработки таких сведений.

Представители бизнеса относятся к экономической переписи со сдержанным скепсисом, хотя не отрицают её необходимости.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса — 2021. Круглый стол "ДП"

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса — 2021. Круглый стол "ДП"

843

"Конечно, нам самим иногда нужны какие–то цифры. В диалоге с властью нам периодически задают вполне логичный вопрос: вот вы говорите, что есть проблема, какого числа предприятий это касается? Какие это налоговые поступления? И в большинстве случаев этих цифр у бизнеса нет, всё сводится к экспертным оценкам, которые могут быть неточны. Но подобные акции и переписи порой вызывают у предпринимателей некоторый негатив. По одной простой причине: когда в очередной раз появляется какая–то непрофильная нагрузка, требуется отвлекать на неё ресурсы. Пусть даже незначительные. Это влечёт за собой издержки — временные или финансовые. Соответственно, когда это происходит постоянно, возникает вопрос: может быть, предприниматель всё–таки будет не сдавать какие–то отчёты, а зарабатывать деньги и платить налоги? Это всем будет полезнее. Весь бизнес постоянно отчитывается, у всех стоят онлайн–кассы, все безналичные перечисления открыты. Всё это видит налоговая. Так, может быть, это будет какое–то межведомственное взаимодействие?" — рассуждает председатель совета Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков.

Речи о том, что доля малого бизнеса в экономике страны должна неуклонно повышаться, звучат с завидной регулярностью. При этом парадокс в том, что серьёзная экономическая наука практически не занимается его систематическим изучением. А значит, и своих рекомендаций дать правительству не может.

"Тенденция передовой экономической науки как минимум последнего десятилетия заключается в использовании дезагрегированных микроданных. Другими словами, научную ценность представляют главным образом исследования на основании баз данных, содержащих показатели на уровне предприятия или даже отдельных (пространственно отделенных друг от друга) производств / филиалов одной компании. Насколько я понимаю, результаты этого наблюдения не предоставляются, по крайней мере в свободном доступе, в виде пофирменных показателей", — поясняет доцент департамента экономики НИУ ВШЭ в Петербурге Сергей Кичко.

Иван Воронцов Все статьи автора
15 марта 2021, 10:06 600
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама