Перезагрузка отношений: как "ковидный феномен" повлиял на ВЭД

ВЭД сегодня является сильным драйвером роста для корпоративного бизнеса?

— Безусловно да, и причин для этого несколько. ВЭД позволяет не только работать со спросом внутри страны, но и охватить внешние рынки. Это, в свою очередь, ведёт к поиску новых покупателей и продавцов, использованию новых финансовых инструментов, наращиванию мощностей и в конечном итоге к росту объёмов продаж и выручки. ВЭД следует воспринимать как новую возможность, не стоит бояться вызовов. Клиенты ВЭД всегда ищут новые решения: где купить и продать, но пандемия этот эффект только усилила. В России действуют мощные инструменты поддержки импортёров и экспортёров. В частности, мы как банк являемся поставщиком этих услуг. Например, более 200 клиентов банка, совершивших операции по ВЭД в 2020–м, начали вести ВЭД именно в 2020 году, это стало возможно благодаря комплексной поддержке компаний: финансовым инструментам, консалтингу по ВЭД, структурированию. В банке "Санкт–Петербург" доля ВЭД в структуре корпоративного блока по комиссионному доходу занимает 24,5%, так что драйвером роста ВЭД является не только для бизнеса в классическом понимании, но и для финансовых институтов.
Фокусом 2020 года банка стало усиление ВЭД в регионах присутствия, особенно на юге страны — в Ростове–на–Дону и Краснодаре, развитие онлайн–сервисов и поддержки клиентов, создание и структурирование новых продуктов и услуг. Одними из главных итогов 2020–го в сравнении с аналогичным периодом 2019–го в направлении обслуживания ВЭД в банке стали прирост общей суммы новых контрактов по ВЭД на учёте на 27% и увеличение количества клиентов с ВЭД на 7%. При этом в 2020–м на рынке ВЭД наблюдалось снижение клиентской активности из–за пандемии, но, несмотря на внешние условия, динамика операций клиентов ВЭД банка "Санкт–Петербург" значительно превысила рынок. Так, рынок снизился на 18%, а объём платежей клиентов в банке вырос. Прирост дохода банка по ВЭД за 2020 год к 2019–му составил 25%.
Внешнеторговый оборот в банке "Cанкт–Петербург" изменился следующим образом: произошёл рост оборота с США и Европой, особенно усилилось европейское направление. При этом доля внешнеторгового оборота с Азией снизилась на 5%, а со странами ближнего зарубежья выросла на 1%.

А если говорить о ситуации в целом: как коронакризис отразился на динамике экспортно–импортных операций в 2020 году?

— Конечно, в 2020–м наблюдалось снижение внешнеторгового оборота и сильнейшее падение пришлось на апрель и май по довольно понятным причинам. По данным таможенной статистики, в 2020 году внешнеторговый оборот России составил $571,5 млрд и по сравнению с 2019–м сократился на 15,1%. Экспорт России в 2020 году составил $331,7 млрд и по сравнению 2019–м сократился на 21%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 85,6%, на страны СНГ — 14,4%. Импорт России в 2020 году составил $231,430 млрд и в сравнении с аналогичным периодом 2019–го сократился на 5,3%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,3%, на страны СНГ — 10,7%.
Основой российского экспорта традиционно являлись топливно–энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 49,6%. В общем стоимостном объёме экспорта доля металлов и изделий из них в 2020 году составила 10,4%, продовольственных товаров и сырья — 8,8%, продукции химической промышленности — 7,1%, машин и оборудования — 7,4%, лесоматериалов и целлюлозно–бумажных изделий — 3,7%.
В товарной структуре импорта в 2020 году наибольший удельный вес приходился на машины и оборудование — 47,6%. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 18,3%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья составила 12,8%, металлов и изделий из них — 6,9%, текстильных изделий и обуви — 6,7%, топливно–энергетических — 0,8%. В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнёр страны.
Основными торговыми партнёрами России в 2020 году среди стран дальнего зарубежья были Китай, Германия, Нидерланды, Соединённое Королевство, США, Турция, Италия, Республика Корея, Япония и Польша. Среди стран СНГ основными партнёрами оставались Республика Беларусь, Казахстан и Украина.
Как эксперт банка хочу сказать, что в каждом из направлений ВЭД была разная динамика в кризисный период: многие отрасли продемонстрировали падение, достигая, по данным Росстата, в годовом выражении сокращения производства на 82,4%, другие оставались стабильны, а в некоторых сегментах — например, в сфере IТ, фармацевтики и медоборудования — был заметный рост. В период, когда всем надо было работать на удалёнке, заметно увеличились закупки IT–решений и вырос спрос на их установку. Я бы не стал драматизировать ситуацию с падением рынка ВЭД в этом году. Да, ФТС говорит о заметном снижении товарооборота, но мы видим, что наши клиенты очень адаптивны и умеют работать даже в непростых ситуациях.

Каковы последствия событий минувшего года в части объёмов контейнерных перевозок?

— Ссылаясь на данные нашего партнёра ООО "Модуль", можно отметить падение объёмов перевозок в 2020 году. Динамика контейнерооборота портов (всеми видами транспорта; в тыс. ДФЭ) выглядит следующим образом: в сравнении с 2019 годом на 6,26% упали объёмы контейнерооборота через Большой порт Санкт–Петербург, на 20,48% — через Бронку, через Находку и Новороссийск отмечен рост — на 14,68 и 1,95% соответственно.
Однако транзит контейнеров между Китаем и Европой за 9 месяцев 2020 года превысил показатели за весь 2019–й. В январе–сентябре 2020 года перевозки контейнеров в сообщении Китай — Европа — Китай составили 387,9 тыс. ДФЭ (в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), в том числе гружёных — 374,8 тыс. ДФЭ (рост в 1,8 раза).
Росту объёмов транзита способствуют установление конкурентоспособных ценовых условий, расширение спектра и повышение качества услуг, а также диверсификация транзитных маршрутов. Развиваются коридоры следования контейнерных поездов. Так, например, перевозки в сообщении Китай — Европа — Китай по "северному" маршруту через Монголию за январь–сентябрь 2020 года выросли на 25%, до более чем 15 тыс. ДФЭ. Транзитные контейнеры доставляются как через сухопутные железнодорожные пограничные переходы, так и в мультимодальном сообщении. В сентябре текущего года через Калининградскую железную дорогу отправлено около 6,9 тыс. ДФЭ, что более чем в 10 раз превышает показатели прошлого года. При этом в мультимодальном сообщении с использованием морских линий была перевезена половина этого объёма — 3,5 тыс. ДФЭ.
Объёмы транзитного сервиса компании "Модуль" АЕ–19 (организованного совместно с Maersk и Global Ports), по которому осуществляются перевозки между Азией и Европой через порт Восточный и терминал "ПКТ" в Санкт–Петербурге, растут с момента начала пандемии. Так, в апреле, мае и июне 2020 года объёмы перевозок увеличились примерно на 75%, в среднем с момента начала пандемии наблюдается рост объёмов транзита почти на 50% каждый месяц. С сентября сервис АЕ–19 стал еженедельным, в этом году количество транзитных контейнерных поездов на маршруте утроится.

Условия момента и ситуация оказали какое–либо влияние на запросы клиентов?

— Если говорить о популярных продуктах, то в любом кризисе основной продукт — тот, который защищает от рисков. Рисков много: и рыночные, и валютные, и процентные, и товарные. К этим рискам добавляются непоставка товара и форс–мажоры. Банк может закрыть все эти риски и снизить нагрузку на бизнес, что особенно важно. И это востребованный подход: объём продаж продуктов, которые хеджируют риски, вырос вдвое по сравнению с 2019 годом. Я говорю в том числе про аккредитивы и инструменты финансовых рынков. Помимо этого мы видим явный тренд на рост спроса со стороны клиентов на небанковские услуги и сервисы, помощь при выходе на зарубежные рынки, спрос на проверку контрагента и поиск покупателя/поставщика.
Условно обслуживание ВЭД можно разделить на три уровня. Первый включает только необходимые операции: открытие счетов, переводы, принятие на учёт контрактов и т. д. Второй уже представляет более сложные процессы, которые требуют углублённой экспертизы, командной работы, более эффективно выстроенных коммуникаций — это структурирование сделок, маршрутизация платежей. Третий уровень — выход за рамки банковских вопросов: консалтинг в небанковской области, помощь в выходе на зарубежные рынки, развитие экспорта. Все сервисы можно получить отдельно, когда у клиента возникает потребность, но в банке "Санкт–Петербург" мы обеспечиваем возможность доступа сразу ко всему комплексу в режиме одного окна, при этом рассматривая клиентский бизнес как пазл из многих составляющих и потребностей.
В 2020 году также наблюдался рост спроса на программы поддержки экспорта: бизнес начал активно изучать внешние рынки с целью расширения рынков сбыта. Так, например, особой популярностью пользовались субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам и специализированная программа выхода на экспорт (Акселерационная программа Export Expert). 2020 год показал стремление к развитию и возможности роста российского бизнеса даже в непростые периоды, а также перестроил работу банков на совершенно новый ритм.

Что предполагает постоянное обновление перечня предложений?

— Если в двух словах, то это оперативное решение задач клиента. Мы стараемся уходить от простых банковских решений. Да, нами были выпущены новые тарифные планы и предложения, но помимо этого активно развивалась и партнёрская сеть банка, были подписаны соглашения о сотрудничестве с различными компаниями, что позволило расширить список предоставляемых услуг клиентам, ведущим ВЭД.
Сейчас фокус настроен на предоставление комплексных решений для компаний. Даже в стандартные тарифы мы начали внедрять комплекс небанковских услуг. Тарифный план "ВЭД.Экспорт", например, не просто даёт бесплатный вход в банк, но и открывает доступ к образовательным программам, аналитике рынка и помощи в выходе на экспорт. Если говорить другими словами, то мы пришли к тому, что развиваем комплексную экспертизу, делаем упор на консалтинг не только банковский, но и небанковский: юридические услуги, ведение бухгалтерии, выход на ЭТП и другие вопросы, с которыми сталкивается клиент при ведении внешнеэкономической деятельности.

Каков ваш прогноз на 2021 год?

— Что касается объёма рынка экспорта–импорта, я думаю, он вернётся к докризисным показателям через год–полтора. Если, конечно, не случится ещё какого–нибудь "чёрного лебедя", есть несколько факторов: проведение вакцинации, цены на нефть и политика Джо Байдена. Восстановление в сегменте ВЭД, вероятнее всего, полноценно начнётся с конца 2021 года. В ближайшие 2–3 года наибольший объём прироста экспорта могут дать регионы СНГ и АТР. Что касается отраслей, я считаю, что самыми перспективными направлениями, которые будут восстанавливаться активнее всего, станут IТ и IТ–услуги с точки зрения товарооборота и непосредственно услуг по настройке софта, процессов, а также пищевая промышленность.