Судьба реформаторов: кто возглавит следующую волну модернизации в России

Автор фото: vostock-photo
Когда в обществе происходят фундаментальные изменения, инстинктивно хочется найти поворотный момент и того человека, который повернул руль вправо, а мог — влево, который перевёл не туда стрелки, "насыпал песок к буксу нашего бронепоезда". Одним словом, отыскать главного виновника и переложить на него ответственность за собственную судьбу. 2021–й даёт нам большую почву для исторических изысканий и дискуссий.
В этом году юбилеи целого ряда реформаторов: 90 лет Михаилу Горбачёву, 90 лет исполнилось бы Борису Ельцину и 65 лет — Егору Гайдару. И вот кажется, что именно эти люди какие–то гайки открутили, что–то там переключили и прекрасно развивавшийся Советский Союз вдруг развалился и сошёл с исторической арены. Но не стоит забывать закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные.
Такие большие, сложные системы, как экономика и государственное устройство, развиваются медленно и инерционно, не сразу проявляются последствия давних решений о движении в определённом направлении. Постепенно накапливаются ошибки, если они своевременно не корректируются, то в конце концов наступает практически взрывное революционное развитие. В этом смысле пример Советского Союза очень показателен.
В самом начале провели коллективизацию, в деревне исчез собственник, у крестьянина пропал интерес там жить и строить будущее своих детей. И вот кормилица Европы Россия превращается в главного импортёра зерна в мире. Монополизация и централизация управления всей экономикой — и вот вам застой, отставание по всем направлениям технологического движения. Пока партия ставила задачи догонять Америку по выплавке чугуна и стали, в мире произошла компьютерная революция.
Очень хорошо помню: раскрываю газету "Правда" и читаю про постановление политбюро об организации производства цветных телевизоров. Вот в этот момент я лично осознал, что наша экономическая система нежизнеспособна. В других странах нет политбюро, нет централизованных решений, а цветные телевизоры — есть. У нас — мудрый всевидящий Госплан, а цветных телевизоров почему–то нет.
Страна долго двигалась к сверхцентрализации, вызывая колоссальное недовольство всей периферии, регионов, народов. Экономика скатилась к режиму "продадим сырьё (нефть / газ / металлы) и закупим всё остальное", концентрируясь на военных задачах в ожидании неминуемой войны. Но случился совершенно фантастический удар в виде падения цен на нефть.
С 1980–го до 1986 года — приблизительно со 100 до 16 долларов за баррель (в 2,5 раза падение непосредственно в 1986 году). Экономика СССР скончалась от такого инфаркта. Далее 16 лет "нефтяной пустыни": низкие нефтяные цены, опускавшиеся даже ниже 10 долларов за баррель, сохранялись до 2002 года, когда нефть снова пошла вверх. Сейчас, обсуждая деяния реформаторов, мы не учитываем настроения, которые тогда царили в стране.
Люди считали, что так дальше жить нельзя. Вспомним декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Высший орган власти в стране — Съезд народных депутатов принимает её практически единодушно (за — 907 человек, против — 13, воздержалось — 9). Все встают — "бурные продолжительные аплодисменты". Смотрим на ратификацию Беловежских соглашений о создании СНГ и денонсации Союзного договора — в подавляющем большинстве Верховный совет голосует за (против — 6 и 3 голоса соответственно), в том числе и коммунистическая фракция.
Если взглянем на экономические преобразования — либерализация цен, приватизация, то они объявляются в программном докладе президента на Съезде народных депутатов в октябре 1991 года. И снова широчайшая поддержка, ни одна политическая сила не выступает в тот момент с серьёзным альтернативным проектом экономического движения.
Мы не провели своевременно преобразования, как это сделал Дэн Сяопин в 1977 году. Реформы Косыгина — это была последняя возможность мирной трансформации. Реформы свернули, шанс упустили, дождались, пока экономика рухнула. Реформаторы 90–х были вынуждены проводить аварийно–спасательную операцию в условиях дефицита времени и ресурсов, а не тщательно спланированную трансформацию общественных институтов.
Судьба реформаторов в России всегда была тяжёлой. Никто не любит людей, которые заставляют менять привычный образ жизни. Даже если всё ухудшается — пусть лично у меня всё останется так, как было.
Наступивший март примечателен тем, что это 140–я годовщина гибели императора Александра II Освободителя, о котором в России предпочитают не вспоминать. Практически все памятники ему были убраны и обратно не возвращены. Только в 2005 году в Москве "на заднем дворе" храма Христа Спасителя поставлен серьёзный монумент Александру II, на котором написано: "Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы, ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига".
За короткий 17–летний срок проведено колоссальное количество реформ, которые создали облик современной России. Царь готовился к следующему шагу — постепенному ограничению самодержавия народным представительством. Благодарный народ ответил семью покушениями. Нетерпение революционеров и нежелание считаться с возможными темпами реформ, возмущение незаконченными или половинчатыми реформами привели к тому, что царь–реформатор погиб, а наследник в основном остановил модернизацию страны и направил её навстречу революции.
Сегодня общество обсуждает, не увековечить ли память Александра Невского или Феликса Дзержинского, но при этом не желает вспоминать великого реформатора. Такова их судьба в России. А в воздухе повисает большой вопрос — кто возглавит следующую волну модернизации в стране и какую цену он должен будет лично за это заплатить?