18:1609 марта 202118:16
11670просмотров
18:1609 марта 2021
В РЖД анонсировали очередной проект превращения железнодорожных вокзалов в многофункциональные центры, зарабатывающие на различных видах коммерческой недвижимости. Железнодорожники готовы принять у себя магазины одежды, фитнес-центры, коворкинги и отели. Но пока что условия ведения бизнеса на вокзалах выглядят крайне непрозрачно.
Заместитель генерального директора АО "РЖД" Александр Плутник во вторник, 9 марта, озвучил планы развития железнодорожных вокзалов в России. "Там (на вокзалах — ред.) должны быть разные места притяжения. Не только для прибывающих и отправляющихся пассажиров, но чтобы любой горожанин мог зайти на вокзал пообедать. Вокзал для всех — это городская доминанта, важная часть городской инфраструктуры", — приводят его слова информагентства.
Кроме общепита, на вокзалах могут появиться магазины одежды, фитнес-центры, коворкинги и отели. "Мне кажется, что идея хорошая, на вокзале должны быть все городские удобства. Если там будут спортивные центры, коворкинги, отели — это только добавит ценности месту", — заявил Александр Плутник.
"РЖД в 2021 году подготовят единый стандарт развития вокзальных территорий", — пояснили dp.ru в пресс-службе компании. Каким образом будут привлекаться инвестиции в обновление вокзалов и как будет строиться управление коммерческими объектами, в РЖД не ответили.
Впрочем, РЖД регулярно анонсирует различные проекты развития своих вокзалов. "В 2008–2009 году я принимал участие в разработке концепции развития малых вокзалов РЖД и развития Финляндского вокзала, из которого планировали сделать хаб, снабдив его коммерческими функциями, — рассказывает директор компании "Интекон"Игорь Лучков. — Всё это закончилось тем, что было просто обновлено само здание Финляндского вокзала. А проект малых вокзалов благополучно умер на этапе концепции".
Для реализации этих и других проектов в 2009 году РЖД создали ОАО "РЖД-развитие вокзалов". В 2011 году была анонсирована реконструкция почти 400 вокзалов к 2015 году с привлечением инвесторов. При этом рассматривались варианты их приватизации. В 2014 году "РЖД-развитие вокзалов" подписали соглашение с ОАО "Инвестиционная компания "Отраслевой фондовый центр". Последнее заявляло о планах вложить в реновацию четырёх петербургских вокзалов 20 млрд рублей.
Но приватизировали в итоге само ОАО "РЖД–развитие вокзалов". Компания несколько раз сменила владельцев, в 2015 году допустила техдефолт по облигациям и в 2016 году обанкротилась.
Дальше всех продвинулся проект строительства подземного ТРЦ "Павелецкая Плаза", интегрированного в транспортно-пересадочный узел, частью которого является Павелецкий вокзал в Москве. ТРЦ планируют открыть в 2021 году. Хотя и этот проект рождался в муках — строительство началось ещё в 1990-х, инвесторы несколько раз менялись. В Петербурге глобальную реконструкцию претерпел Варшавский вокзал, но он при этом полностью лишился своей изначальной функции.
Петербургские вокзалы обновили в начале 2000-х годов компании ХК "Форум"Дмитрия Михальченко, впоследствии осуждённого за контрабанду. После этого структуры "Форума" арендовали на вокзалах Петербурга около 25 тыс. м2 коммерческих площадей. Как сообщал "Деловой Петербург", они перечисляли РЖД около 150 млн рублей в год. При этом доходы холдинга от субаренды, по экспертным оценкам, могли доходить до 1 млрд рублей.
Ни в пресс-службе РЖД, ни в холдинге "Бронка групп", которому достался бизнес "Форума" после ареста Дмитрия Михальченко, не ответили на вопрос dp.ru, продолжается ли сотрудничество этих двух структур. Судя по картотеке арбитражных дел, АО "Торговый комплекс Московского вокзала" продолжал взыскивать долги с арендаторов Московского и в 2020 году. АО числилось одной из структур "Форума". Его нынешние владельцы не раскрываются.
Эксперты считают, что у вокзалов РЖД есть огромный нереализованный коммерческий потенциал. Игорь Лучков говорит, что их можно сравнить со станциями метро, рядом с которыми успешно работают торговые центры, обслуживающие не только пассажиров, но и генерирующие самостоятельный поток посетителей. При этом, по его мнению, концепцию каждого вокзала необходимо прорабатывать отдельно — не каждое заведение будет уместным на том или ином объекте.
"Пока у нас нет понимания, откуда брать поток посетителей на вокзалах", — соглашается глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии России в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько.
"Подбор арендаторов должен подчиняться фактическому пассажиропотоку, портрету пассажиров и учитывать реальную конкуренцию, — рассуждают в ГК "ПСК". — Заведениям общепита присутствие на вокзалах, безусловно, интересно. В то же время, рядом с такими крупнейшими вокзалами, как например, Московский и Ладожский находятся очень крупные торговые центры. А Варшавский вокзал несколько лет назад и вовсе был превращен в ТЦ. Можно пошутить, что сохранись на нём пассажирское движение, сейчас это был бы флагманский вокзал, олицетворяющий новую концепцию РЖД. Но остаётся вопрос, что может предложить вокзал такого, чего нет в двух шагах от него и чего не могут предложить торговые центры? Ответ на него предстоит найти, поскольку именно этот вопрос ключевой для инвесторов".
"Если новый проект будет реализован на условиях максимально свободного привлечения инвесторов и операторов, то конечно же можно рассчитывать, что вокзалы в крупных городах станут интересным туристическим местом, с которого будут начинаться туристические впечатления людей, приезжающих в данный город", — уверен директор Ассоциации собственников и арендаторов стрит-ритейла Артём Гудченко.