Былая воля: "Ленинградский рок-клуб в фотографиях" в Строгановском дворце

Автор фото: rusmuseum.ru
Фотохроника ленинградского рока — эффектное зрелище. В 1980–1990–е этот город был известен как одна из столиц рок–музыки. "Аквариум", "Кино", "Зоопарк" слушали по всей стране. А молодые люди, впервые приехавшие в Ленинград, прямо с вокзала шли на Рубинштейна. Тогда там тоже модно выпивали и закусывали, только поскромнее и не в каждом доме, а в Рок–клубе.
С начала 1980–х эта организация во главе с прогрессивными комсомольцами и под присмотром Большого дома была едва ли не самым популярным местом в городе. Моднее был разве что подъезд дома на Малой Конюшенной, где жил тогда в коммуналке Борис Гребенщиков. Все стены на лестнице от первого этажа до чердака были испещрены рисунками, цитатами из песен, признаниями в любви и прочими фантазиями и знаками внимания, которые теперь гуляют по фан–страницам и социальным сетям.
Фотография двери коммуналки Гребенщикова — привет из социалистического далёка, когда на углу Невского и Владимирского хиппи молились на маленький двойной, а в домах культуры кассу делали концерты Виктора Цоя и Майка Науменко.
В Строгановском дворце рассказана история о всенародной любви. Многие герои этой выставки были звёздами ещё до того, как научились капитализировать свою славу. В середине 1980–х песни "Аквариума" пели и в Калининграде, и во Владивостоке, ими даже стали интересоваться за границей, но дальше дело не пошло.
За одну ночь, пустив слух о том, что завтра будет играть "Кино", без всяких там фейсбуков и тиктоков можно было собрать полный зал, а то и целую площадь меломанов. Фотографы запечатлели этот успех и свободу, которой жили музыканты и их поклонники. Работы разных авторов рассказывают о ключевых группах и о тех, кто остался в тени звёзд.
О ком–то, как водится, забыли. Нет, например, на выставке "Россиян", которых старшее поколение очень ценит. Но ведь у неё и куратора нет: сделана она самими фотографами. Попробуй ещё найди экспозиционера, который и рок знает, и в фотографии разбирается, и с Русским музеем умеет сотрудничать. Нет такого навскидку в Петербурге.
Так что в итоге получился живой, сбивчивый и интересный рассказ о свободе, которой нам сегодня недостаёт.