Владелец крупной сети кафе рассказал, что будет с общепитом после пандемии

Основатель сети "Престо" и депутат Архангельской городской Думы Петр Ватутин считает, что многие рестораны не смогут пережить пандемию. Однако сейчас хороший момент для тех, кто думает выйти на данный рынок.

За прошедший год в центре Москвы было вынуждено закрыться более 200 различных кафе и ресторанов. Несмотря на поддержку властей, многие точки общественного питания не смогли оправиться после вынужденного закрытия в период самоизоляции. После летнего снятия части ограничений эксперты говорили о росте деловой активности: было заметно также и оживление в сфере общепита. Чувствовалось, что люди соскучились по встречам с друзьями и коллегами в любимых кафе. Однако экономические последствия не прошли бесследно не только для предприятий малого и среднего бизнеса, но также и для граждан.
В начале осени стало очевидно, что россияне перешли к сберегательной модели потребления. Так, многие столичные рестораны и кафе стали говорить о значительном снижении средней выручки: падение составило по разным оценкам от 30 до 40%. Снизился и средний чек. Неудачный декабрь, а также отказ многих компаний от проведения корпоративов вынудил многие заведения закрыться уже навсегда. Сеть заполнилась большим количеством предложений о продаже готового бизнеса. Хороший ресторан можно было купить фактически дешевле стоимости комплекта необходимого ресторанного оборудования. Число закрытых ресторанов почти на 35% превысило показатели 2019 года.
Однако текущее положение вещей привлекло в сектор большое количество людей, которые осознали, что наступил подходящий момент для того, чтобы приобрести готовый ресторанный бизнес с минимальными вложениями. Так, в разных точках Москвы время от времени открываются новые заведения с минимальным обновлением интерьера после предыдущих собственников, либо с измененной концепцией проекта и меню.
Предприниматели, продолжающие работать в индустрии, стараются сохранять оптимизм. Затянувшийся спад, по их мнению, обязательно должен смениться периодом роста. Но таких все меньше. Рынок продолжает очищаться от малоэффективных и нерентабельных заведений. Некоторые аналитики говорят о том, что больше всего пострадали именно бюджетные и недорогие рестораны и кафе. А часть ресторанов с высоким ценником и хорошим качеством смогла сохранить свою аудиторию, доходы которой не сильно пострадали в 2020 году по сравнению со средним классом. Скорее всего, в наступившем году рынок продолжит сокращаться, но в центре Москвы в определенных локациях будут появляться новые фуд-проекты.