Крутая горка: в Серпухов за русским Римом и авангардом

В одни города стоит ездить за шедеврами, в другие — за обаянием. А лучший случай, когда ещё и с сюрпризами. Если вы хотите показать детям русский город, чтобы они представили себе, какая была жизнь раньше, то Серпухов — отличный пример. Не сувенирный, а самый что ни на есть настоящий.

Дело случая

Вокзал в 1868 году (он был первым на Южной дороге от Москвы) поставили далеко от центра, оставалась пустошь. Её–то в советское время и застроили. А потому получилось практически два города — прежний и новый, советский, послевоенный, по большей части панельный. Связи между ними — кроме географической — нет никакой. Это, правда, редкое везение, ведь в старую часть почти ничего не встраивали, а потому всё выглядит едва ли не как в начале прошлого века. Только лёгкое запустение добавилось, а местами и нелёгкое.
Через весь город, из конца в конец, тянутся длинные улицы деревянных одноэтажных домов. У некоторых из них и наличники резные, и навесы над входами, загляденье. К примеру, по Калужской улице страшно увлекательно идти, то слева красота, то справа, так и хочется напроситься в гости, тогда уж ребёнок (уже не говоря про взрослого) точно представит себе, как ему повезло жить в столице. Это ведь вам не дача, а постоянное жильё.
Город стоит на берегу притока Оки, реке Наре, но кроме то пологих, то крутых спусков в изобилии ещё и холмы. Так что не просто прогулка получится, а ещё и отменный фитнес.

Храмы с секретом

Кремля в Серпухове нет — ещё в начале XX века остатки стен были, но время унесло последнее, можно отыскать лишь небольшой кусочек. Правда, можно и не заметить. Зато церквей много, на любой вкус. И монастыри с позднедревнерусскими соборами — они как отдельные миры по бокам города. А в самом центре большой собор Николы Белого эпохи классицизма, при этом образцового для провинции качества. И посадский холм с тремя церквями от конца XVII века до конца XIX.
Но главный шедевр всё же собор Троицы Живоначальной как раз на месте старой крепости, это самая крутая горка, там и смотровая площадка есть. И на реку вид, и на заречье, и на три посадские церкви, которые выглядят оттуда игрушечно, как большие модельки.
Собор Троицы — курьёз прежде всего потому, что он — Рим наоборот. В Вечном городе средневековье часто вселялось в античные постройки, в языческие храмы встраивали христианские, иногда здания буквально обживали (театр Марцелла), часто деталями пользовались. А здесь в шатровую колокольню конца XVII века добавили в XIX веке три большие классические ниши с колоннами, по бокам это ещё и приделы с куполами. Церковь пока ещё не полностью приведена в порядок, а потому эффект именно руинно–римский. С соборной колокольней при этом всё было очень хитро: при перестройке в XIX веке её выпрямили, скосы шатра застроили. А потом, в 1960–е, опять раскрыли, это было время возвращения к древнерусской подлинности. Теперь это невозможно, а тогда это делали, и не только у нас. Но именно из–за этого эффект и стал таким сильным: Русь, настоящая, самая подлинная, шатровая — как у Саврасова, а на ней — экседры античного павильона (напоминает павильон у знаменитого бассейна на вилле Адриана). Тут ребенку есть чего родителей порасспрашивать, а родителям помучаться. Но такого просто так не сыщешь.

И привычку побороть

После этой церкви весомость добротного классицизма и в соборе Николы Белого, и в колокольне Высоцкого мужского монастыря выглядит простовато. В монастыре, конечно же, срабатывает эффект выхода на реку, словно бы не вход в обитель поставлен, а башня обозрения, уже с нижней террасы вся даль открывается. Да, заодно и икона "Неупиваемая чаша", шанс побороть градусную привычку. Кстати, в обоих монастырях есть и стены с башнями, так что отсутствие кремля вполне компенсируется. Они, собственно, Москву от разных татар защищали.
В Серпухове времена живут параллельно, и это особенно пленяет. Они словно бы встали друг подле друга или даже приросли, но не мешают, а только интересней всё делают.
На главной торговой площади, где Гостиный Двор (пока всё еще имени Ленина), есть даже конструктивистские дома самого начала 30–х. Докуда только авангардная мысль не долетала! Дома, кстати, очень неплохие.
Но ещё лучше сочетание трёх памятников — Ленин выстоял, к нему теперь добавили П. А. Столыпина (без повода, по комплексу заслуг) и киевского князя Святослава Храброго, разбившего неподалёку хазар. Серпухова тогда, правда, ещё не было, но не страшно. Вот вам и время, самое что ни на есть наше, вживе.

И к искусству прикоснуться

Но и это не всё. Как раз в самом конце Калужской улицы, подле мужской обители, есть местный художественный музей. История захватывающая. Купчиха А. В. Мараева, старообрядка, развивавшая бумаготкацкое производство, накупила искусства и возвела для него особняк. Строил не кто иной, как Р. Клейн, автор пушкинского музея в Москве, но тут всё было не на слепки, а на превосходную коллекцию подлинников рассчитано. Залы специально и для Семирадского, и для Шишкина с Саврасовым, и для Васнецова — всё есть, все главные русские мастера.
Такого красивого музея русского искусства ещё сыскать, а быть может, даже лучше и нету. Просто дворец для национального творчества, не иначе. Есть и любопытнейшая коллекция западного искусства, она и его по случаю прикупила. Затем всё национализировали, добавили ещё из ближайших усадеб и в 1920–м музей открыли. А дальше из Москвы передавали и авангард, одной Гончаровой пять отменных полотен.
И если вы успеете в Серпухов до 11 апреля, то увидите одну из лучших выставок русского авангарда "Мир, сотворённый заново", она столетию музея и посвящена. Там собраны работы и из Москвы, и из Русского, и из Нижнего, много откуда, из большого числа провинциальных музеев, в этом была идея. Свет поставлен превосходно, пространства небольшие, но картинами не налюбуешься. И не только Гончаровой и Ларионовым, но там и редкости есть, к примеру шедевральный Алексей Левин, просто открытие. Тематически выставка составлена из элементов мира, но стихия живописи там главная. Просто драгоценность!
А потому в Серпухов очень стоит съездить, и жизнь русскую увидеть, и на времена, идущие спокойно рядом, и на такой музей посмотреть! А заодно вспомнить, что именно в Серпухове Лжедмитрий I ждал торжественного входа в Москву. И дождался! Так что русская история в действии. И большое искусство!