Укрытие под вывеской: что стало с заправками Neste после сделки с "Татнефтью"

Автор фото: Сергей Ермохин

В сознании петербургских водителей "Татнефть" и Neste — всё ещё разные компании. Эксперты говорят, что на обеих сетях реализуется топливо с одного завода, а сохранение финского бренда — стратегия обращения водителей–приверженцев в клиентов "Татнефти".

Сеть АЗС Neste принадлежит ПАО "Татнефть" через систему дочерних предприятий. Так, согласно СПАРК, интеллектуальные права на бренд Neste принадлежат ООО "Татнефть–АЗС–Северо–Запад", которое, в свою очередь, принадлежит ООО "ТН–АЗС–Запад", и это юрлицо на 97,94% принадлежит ПАО "Татнефть им. В. Д. Шашина".
Однако в пресс–службе ООО "Татнефть–АЗС–Северо–Запад" утверждают, что заправочные сети под брендами Neste и "Татнефть" не имеют друг к другу отношения.
Если ввести в поиск приложений "Яндекс.Навигатор" и "Яндекс.Карты" название "Татнефть" — на карте обозначатся АЗС, которые при приближении экрана подписаны как Neste.
В "Яндексе" историю с совпадением названий заправок на карте объяснили тем, что на сайтах обеих АЗС дублируются адреса, и таким образом это "совмещение" отражено в картографических сервисах компании.
Корреспондент "ДП" сравнил список адресов заправок обеих сетей в Петербурге, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях и выяснил, что действительно из 75 точек Neste, перечисленных на их сайте, все 75 повторяются в списках АЗС на сайте "Татнефти".
В попытках выяснить принципиальные различия между двумя торговыми марками и их продуктами "ДП" обратился к официальному "держателю" бренда Neste, однако там не смогли прокомментировать вопросы корреспондента.
По мнению президента Нефтяного клуба Санкт–ПетербургаОлега Ашихмина, различий в качестве топлива на обеих сетях нет: "Поскольку у “Татнефти” в Петербурге в собственности находится единственная нефтебаза, то обе сети пользуются её услугами. На неё нефтепродукты поступают с нефтеперерабатывающего завода “Танеко”. При этом на станции Neste реализуется бензин с улучшающей присадкой Futura".
Фирменные присадки — это "фишка" каждой крупной топливной компании, "священная корова", которая выделяет АЗС на рынке и привлекает автовладельцев.
Компании утверждают, что топливо с их присадками позволяет двигателям работать лучше и чище. Впрочем, это сильно зависит от автомобиля и условий его эксплуатации. Такая "корова" есть и у "Татнефти" — дизельное топливо с присадкой "Танеко".
"Татнефть" приобрела АЗС Neste в России в прошлом году. Помимо самих заправок в собственности "Татнефти" также находится и нефтебаза в Ломоносове, ранее принадлежавшая Neste. ФАС одобрила сделку в октябре 2019 года. Как указано в официальном сообщении компании, "в соответствии с отдельным соглашением между ПАО “Татнефть” и Neste после купли–продажи рознично–сбытовая сеть будет продолжать функционировать под брендом Neste до 5 лет".
"Татнефть" публично не рассказывала о своих планах по дальнейшей судьбе бренда Neste. "Полагаю, что его существование на рынке ещё некоторое время — это часть комплексной стратегии. Во–первых, ребрендинг — это долго и продолжительно по времени, не всегда его возможно осуществить за один год. И во–вторых, конечно, потребителя нужно постепенно приучить к расширению компании на рынке", — поделился Олег Ашихмин.
В открытых источниках, где у пользователей есть возможность выставлять оценки и писать комментарии, положительный образ Neste налицо. Но среди хвалебных отзывов о "финском качестве" можно изредка встретить и сомнения, что после смены "хозяина" знаменитый бренд сохранит привычный клиентам уровень. Эксперты–практики в области маркетинга видят особые поводы для нынешней политики татарстанских нефтедобытчиков на петербургском топливном рынке: "Причины могут быть финансовые — поменять айдентику в десятках точек разом стоит дорого. Кроме того, компании всегда важно понимать, не потеряет ли она клиентскую базу, если единочасно уничтожит имя приобретённого бренда. Покупка Neste “Татнефтью” — возможно, один из тех примеров, как сохранение бренда направлено на удержание клиентской базы. Риск потерять клиентов есть, и потому, возможно, готовится некая стратегия по переводу бывших активов Neste в России на новый бренд", — поделился аккаунт–директор рекламной группы Great Виктор Донюков.