Закупки со смещением: пандемия осложнила модернизацию на рынке госзаказа

Автор фото: Тихонов Михаил
Автор фото: Тихонов Михаил

Пандемия заметно сказалась на госзаказе, существенно затормозив модернизацию системы.

Федеральные и региональные власти, вынужденно отставив стратегические цели, пытались переориентировать госзакупки на помощь бизнесу. Но и здесь не обошлось без подозрений в ангажированности.

Осваивались

Власти в 2020-м рассматривали госзаказ как один из способов поддержки спроса, поэтому ими был взят курс на смещение закупок на первое полугодие (по данным исследования Национального рейтинга прозрачности закупок, по сравнению с 2019-м их объём вырос на 20%). При этом в Петербурге поначалу госзаказ сдерживали — в преддверии секвестра бюджета. "Проводили только те закупки, которые на 100% не "попадут под нож", — уборка города и тому подобные вещи, связанные с жизне­обеспечением", — пояснял "ДП" глава профильного городского комитета Александр Жемякин.
За 10 месяцев 2020 года госзаказчики в России, по данным АО "ТЭК-Торг", опубликовали более 1,7 млн закупок на сумму свыше 7,5 трлн рублей (за весь 2019-й — на 8,24 трлн). Количество процедур уменьшилось на 29%, в деньгах (по объёму начальных цен) — на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Не до реформ

2020-й должен был стать годом продолжения трансформации закупочного законодательства. Первый оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ приняли в 2019-м. Тогда в фокусе внимания было в основном сокращение сроков закупок и их упрощение. Завершить подготовку второго пакета изменений из-за пандемии сумели только в мае 2020-го, но через Госдуму он ещё не прошёл. На повестке стояла, например, унификация требований к извещениям о закупках, к заявкам на участие, введение универсальной предквалификации участников. А также вызывающий неоднозначную реакцию у экспертов курс на сокращение количества закупочных процедур (с 11 до 3), который был прописан в концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, одобренной почти 2 года назад. "Россия продолжает идти своей дорогой — в полном противоречии с мировым опытом, — сетовал директор АНО "Институт повышения конкурентоспособности" Алексей Ульянов. — В развитых странах — членах ОЭСР, например, 24 способа. И только по критерию цены никто не работает в реальном мире — иначе бы все покупали гнилую картошку и бесколёсные запорожцы".
Впрочем, пока суд да дело, многие процессы шли своим чередом. В Петербурге крупная компания в сфере проектирования и строительства не смогла с первого раза выиграть большой подряд из-за отклонения банковской гарантии. "Часто возникают ситуации, когда юристы читают одни и те же нормы по-разному, а кто из них прав — определяется в судебном порядке. Мы выбрали мирный путь: подготовили новую гарантию и подали заявку на новый конкурс", — пояснили в компании, победив.
Однако для многих препятствия начинаются ещё раньше. "Как ответ на политику отказа от авансирования стабильно растёт рынок кредитования госконтрактов различными механизмами. В том числе тендерный кредит от частных инвесторов, — отмечает управляющий партнёр адвокатской конторы "Линия защиты" Александр Юдин. — 44-ФЗ не запрещает осуществление предоплаты (за рядом исключений), но многие заказчики предлагают только постоплату. Для большинства это становится препятствием для участия в торгах".
Активизацию обсуждения различных механизмов в помощь предпринимателям подтверждает управляющий партнёр юридической фирмы "Бизнес Санация" Андрей Прокофьев. "В 2020-м прозвучало предложение включить этот механизм в законодательство о закупках. Это говорит о признании пробела относительно уступки денежного требования по госконтрактам", — отмечает Андрей Прокофьев.

Как сговорились

В начале года РСПП и "Деловая Россия" критиковали законопроект ФАС, в случае принятия которого у ведомства появилось бы право самостоятельно проводить выемку документов, а также получать информацию от силовиков. В его конце порцию взволнованной критики получил ещё один пункт из списка ФАС — "рихтовка" 178-й, "антикартельной", статьи. В частности, предложение исключить ограничение конкуренции как признак преступления. Российский омбудсмен по антимонопольному законодательству Сергей Колесников даже высказывал в СМИ опасения, что из-за таких поправок можно будет преследовать любого, кто о чём-то договорился с партнёро­м.
Определённые подвижки во взаимодействии антимонополистов с правоохранительными органами действительно есть. "Они нас начали понимать. Так, петербургским УФАС в 2019 году было раскрыто 20 картелей на торгах, за первое полугодие 2020-го — 11", — отмечал глава ведомства в Петербурге Вадим Владимиров.
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020