За всё заплатят горожане: Петербург оказался не готов ко второй волне пандемии

Власти и жители второй российской столицы в ковидный год.

Вирус

Первая волна ковида была добра к Санкт–Петербургу — число зара­жённых в день исчислялось сотнями. Но вторая волна оказалась жестока и безжалостна — в ноябре число за­ражённых выросло на порядок и в де­кабре задержалось на уровне более 3,5 тысячи человек в день. К середине декабря каждый седьмой заболевший в стране был питерцем. По числу зара­жений на 1000 жителей город вышел на 3-е место в России (31 человек).
Что ещё хуже — резко выросло чис­ло смертей. По летальности (3,7 %) город вышел на уверенное второе место в стране, почти в 1,5 раза обо­гнав Москву. В отдельные дни число умерших от ковида питерцев даже больше, чем москвичей.
Явно не готова оказалась вторая столица ко второй волне вируса. Слабость первой волны вызвала самоу­спокоение. Вторая волна вернулась в город из других регионов России, куда выезжали горожане на летний от­дых, и постепенно распространилась через школы/вузы/рабочие места.
Но, как и во всей стране, в Пите­ре не торопятся снова, как весной, вводить карантины. Потому что от­правлять людей в принудительную самоизоляцию без денег уже не­возможно. А платить ни городские, ни федеральные власти не готовы. Поэтому в городе действует рекомен­дация к самоизоляции и масочный режим — и на этом практически всё. Как будто за окнами не бушует коро­навирус... Который сейчас уже в 10 раз сильнее, чем весной.

Вирусономика

Конечно, весенние "нерабочие дни", объявленные из Кремля, нанесли городу сильный ущерб, от которого он по многим направлениям не вос­становился до сих пор. Но благодаря им удалось сбить пандемию до мини­мальных значений (заболеваемость к середине лета сократилась вчетверо). Тем неожиданнее для городских вла­стей оказалась мощь второй волны пандемии.
За 10 месяцев этого года промыш­ленность в городе упала на 2,8%. По сравнению с Москвой это много — Москва сумела к осени выйти в плюс. Намного резче в Питере тормознули стройки (спад — более 7%, в Москве — рост). За исключением строительства жилья, которое даже ускорилось (+20%, спасибо льготной ипотеке).
Главной сферой, пострадавшей из-за карантинов, как и во всей стране, стали услуги. Но в Питере, вероятно, из-за меньшей силы весенней панде­мии спад (за 10 месяцев — 20 %) был существенно меньше, чем в Москве (–28,5%). Зато сокращение в розничной торговле (–3,9 %) сильнее столицы (–2,8 %).
В целом экономика города пере­жила первую, весеннюю волну ковида немного лучше, чем страна в целом (если не считать провала в строитель­стве). И восстанавливалась потом средними темпами.

Но вот горожане...

Именно по ним пришёлся самый сильный удар. Их реальные доходы сократились за 10 месяцев на 2,7% (для сравнения: в Москве, экономика которой пострадала от ковида силь­нее, — только 1,2%). И вторая волна тоже ударила прежде всего по про­стым петербуржцам — за октябрь падение реальных доходов усилилось до 3,6%.
Если в целом по стране официаль­ная безработица выросла примерно в 5 раз, то в Москве и Питере — без ма­лого в 10.
И ещё малый бизнес. С ним в Пи­тере просто беда. Он разоряется и закрывается. Число ликвидированных организаций в октябре составило поч­ти 40 на каждую 1000. Это второе ме­сто в стране и в полтора раза больше, чем в Москве. А ведь это работа и до­ходы для огромного числа горожан. А тут ещё новые инициативы, веду­щие к сворачиванию малого бизнеса, в ЗакСе. Очень несвоевременно.
При этом надо сказать, что мно­гочисленные цифры, написанные выше, — это официальная статистика. К её качеству у экономистов много претензий. И по косвенным призна­кам можно судить, что в действитель­ности ситуация намного хуже.
Например, по Росстату, реальные доходы населения в Питере сократи­лись "только" на 3,6 %. Но, если судить по поступлениям подоходного налога в бюджет города, доходы горожан упали на 17%. И ведь в последнюю цифру верится сильнее, чем в слож­ные расчёты и дооценки, очевидно, ангажированного Росстата.

Вирусный бюджет

А что делали городские власти? По­смотрим на бюджет.
Изменения в нём в 2020 году (прошли две корректировки) были небольшие и в основном связанные с недобором доходов (провалив­шийся подоходный налог с горо­жан — главный источник доходов городской казны). Общие расходы бюджета практически не вырос­ли.
Фактически случилось вот что: власти не помогли горожанам и городскому бизнесу во время весенних карантинов и немедленно получили провал доходов граждан и, следова­тельно, поступлений в бюджет налога с их доходов. Уменьшение поступле­ний ведёт к сдерживанию расходов и ещё меньшей помощи горожанам — и так далее по кругу, который приве­дёт в депрессию. Как теперь разорвать этот круг? Надо было не допускать его "раскручивания".
А как отреагировал городской бюджет на главное событие года — пандемию? Конечно, городу при­шлось увеличить расходы на здра­воохранение. Они за 10 месяцев 2020-го составили 90 млрд рублей. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Добавка в 30 млрд рублей — это около 6% всех трат городского бюджета.
Надо сказать, что это немного даже для первой волны коронави­руса, а уж для второй — крайне не­достаточно. Для сравнения: в Москве за 9 месяцев (к 9 месяцам 2019-го), то есть ещё до второй волны виру­са, расходы по этой статье выросли в 2,3 раза.
А на 2021 год в Питере запланиро­вано снижение расходов на здравоох­ранение на четверть — до обычного, непандемического, уровня. Видимо, по мысли городской администрации и депутатов, все проблемы с вирусом останутся в этом году, а в будущем можно будет жить, как будто ничего и не случилось.
Здравоохранение — это был самый сильный скачок расходов. Рассмо­треть помощь властей горожанам или городскому бизнесу по каким-то другим статьям бюджета можно разве что в лупу. Ничего серьёзного и крупного.
Такое ощущение, что власти города жили на какой-то другой планете, где не было пандемии (ну почти), резкого падения доходов горожан, массового разорения малого бизне­са, провала в строительстве, спада в промышленности. Если оставить слова в стороне и смотреть только на бюджетные потоки, то догадать­ся о таких неприятностях было бы очень трудно.
А уж в 2021 году ничего такого даже и близко не планируется. "Всё хорошо, прекрасная маркиза..." За и сключением пустяка. Вторая волна пандемии на подъёме.
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020