"Элегия хиллбилли. История жизни одной семьи в условиях кризиса", Джей Ди Вэнс.
Эта книга попала в мой список случайно. И втянула в себя, и затянула — как в водоворот. Хиллбилли, то есть "билли с холма", — это рабочие ирландского и шотландского происхождения из американского "Ржавого пояса", живущие в каком–нибудь Мидлтауне в Огайо, моногородке и монодыре, в которую люди сползают вместе с некогда процветающим, а теперь загнивающим промышленным гигантом.
В общем, это саньки и ваньки с Пырловки, быдло, белая гопота, не взрослеющая до старости, бьющая в морду за один намёк на оскорбление, садящаяся на наркоту и приносящая в подоле ещё в подростках, порой неплохо зарабатывающая, но тратящая (на глупости) в разы больше, а оттого торчащая не только на героине, но и на микрокредитах. Такие вполне себе герои Прилепина. Но разница между Прилепиным и Вэнсом в том, что Прилепин своей гопотой любуется и во всём оправдывает, а Вэнс её любит, но не прощает ни одной мерзости никому — даже собственной матери.
Сам Джей Ди Вэнс (чуть было не написал "главный герой", что тоже верно, но книга — не вымысел, а чистейший и честнейший нон–фикшен) — это парень, который из всего этого сумел выкарабкаться, осуществив американскую мечту. Нет, я готов допустить, что Санёк из райцентра в русском "Красном поясе" после школы тоже пойдёт контрактником в спецназ (а Вэнс завербовался на 4 года в морпехи и служил в Ираке), и даже готов, хмыкнув, поверить, что каким–то образом после армии поступит на юрфак "вышки" (Вэнс поступил на юрфак Йеля, который, кстати, взял на себя почти всю стоимость учёбы: это около 200 тысяч долларов). Но поверить, что Санёк напишет про всё это честную и совершенно блестящую литературно книгу, — извините, никак.
В России "Элегию хиллбилли" продвигают как историю успеха и, соответственно, бизнес–мотиватор. Мальчик из дыры, с дедом–алкоголиком, с бабкой–психопаткой, с отсутствующим отцом и матерью–шалавой, несмотря ни на что, поднимается в ап–миддлы. Отличная работа, безумная зарплата, дом, любимая жена, две собаки. Ну да, это тоже есть. Но на любой истории современного успеха следует писать: "они выиграли в лотерею". Мы живём тогда, когда талант и трудолюбие всё ещё являются необходимыми условиями успеха, но больше не являются достаточными.
Поэтому главное в "Элегии хиллбилли" — Америка. Как устроена её глубинка. Та, где голь перекатная ограбит магазин, но меньше 300 долларов на подарок малышу на Рождество не потратит (в отличие от богачей). Где морпехов в обязательном порядке учат организации личных финансов, включая страхование, кредиты и инвестиции. Где наличие любящих, хотя и абсолютно безумных бабки с дедом является важным жизненным преимуществом, потому что родители всё равно будут в запое или в загуле. Где тоннами жрут фастфуд, практикуют кровную месть, доят государство и великолепно пренебрегают своими и чужими жизнями.
За последние 20 лет Россия начисто разучилась читать про устройство других жизней. Национальная спесь — типичная для нуворишей — превратила Запад для русских либо в магазин, либо в пляж, хотя разумнее было бы глядеть на Запад либо как на учебный класс, либо хотя бы как на окно и дверь в большой мир.
Но зимними вечерами эту книжку, где чуть не на первой странице стоит бабушка с заряженным ружьём, готовая влепить полный заряд меж глаз любому, кто скверно отозвался о её любимом внуке, — я бы на вашем месте читал.