Анна Оленькова Все статьи автора
15 декабря 2020, 08:09 1659

Провалы-2020: самые громкие неудачи бизнеса в уходящем году

Фото: ТАСС

Несостоявшиеся сделки и закрытые проекты.

Большинство российских компаний с оборотом до 100 млрд рублей почувствовали на себе негативное влияние пандемии. В среднем падение выручки составило 13%. Однако не только коронакризис оказал влияние на компании. Также в расчёт стоит взять ограничительные меры со стороны властей, нехватку финансирования и чрезмерно высокие амбиции.

Акции в стакан: причины провала IPO петербургского "Совкомфлота"

Акции в стакан: причины провала IPO петербургского "Совкомфлота"

3285
Александр Пирожков

"ДП" подготовил подборку самых громких провалов в бизнесе в 2020 году.

Несостоявшаяся сделка "Тинькофф" и "Яндекса"

Одно из самых ожидаемых событий года так и не произошло. В сентябре "Яндекс" предварительно договорился о покупке TCS Group, которая является головной компанией "Тинькофф". Сумма сделки должна была составить порядка $5,48 млрд ($27,64 за акцию).

"Развод" компаний имел эффект разорвавшейся бомбы. Не сам его факт, а то, как он прошёл. Основатель TCS Group Олег Тиньков заявил о разрыве сделки, его не устроила её идеология. По данным СМИ, банкир после продажи "Тинькофф" хотел принимать активное участие в бизнесе. В "Яндексе" эту идею не приветствовали.

В письме сотрудникам Тиньков написал, что стороны "хотели построить самую большую частную компанию России". По факту всё вылилось в продажу: "Яндекс" хотел просто купить "Тинькофф", со всеми вытекающими негативными последствиями для банка, заявил предприниматель. "“Тинькофф” не продаётся ни “Яндексу”, ни МТС, — написал банкир. — Мы, а не они купим этот гавно–Яндекс! Я не верю в эту забюрокраченную компанию".

Новость о том, что МТС рассматривают возможность приобретения "Тинькофф", появилась в середине октября. СМИ сообщали, что для покупки банка структуры МТС могут привлечь деньги в Сбербанке.

В "Яндексе" отреагировали не так эмоционально. Управляющий директор интернет–компании Тигран Худавердян в письме сотрудникам рассказал, что "Яндекс" согласился на участие Тинькова в управлении банком после сделки. И что банкиру было предложено помогать "Яндексу" в целом. "К сожалению, после каждого этапа переговоров возникали всё новые и новые требования", — написал Худавердян. По его словам, в компании не удивились, когда узнали об отказе Тинькова от сделки.

Олег Тиньков объяснил фразу "говно-Яндекс" и выход из сделки

Олег Тиньков объяснил фразу "говно-Яндекс" и выход из сделки

685

Эпатаж представителей компаний, помноженный на бренд, добавлял особое внимание к переговорам. Срыв сделки был предсказуем, так как нет очевидных преимуществ совместной интеграции компаний, а в мире M&A сделки случаются только тогда, когда все стороны в этом заинтересованы. "В такой сделке с равными участниками должен быть очень сильный триггер у сторон для входа в проект, а когда никто не хочет уступать, а перспективы сотрудничества неоднозначны — это невозможно", — считает Дени Мурдалов, старший юрист адвокатского бюро "А2".

Закрытие блокчейн–платформы TON

В мае основатель Telegram Павел Дуров объявил о закрытии блокчейн–платформы Telegram Open Network (TON). Причиной стала позиция американского суда, который запретил продавать криптовалюту Gram, созданную на базе TON, в США и других странах.

Telegram начал привлекать деньги на разработку TON в 2018 году. В проект вложились больше 170 инвесторов, всего компания привлекла $1,7 млрд. В числе инвесторов значились сооснователь Qiwi Сергей Солонин, миллиардеры Юрий Мильнер и Роман Абрамович, сооснователь "Вимм–Билль–Данн" Давид Якобашвили, фонд TMT Investments. Платформа должна была заработать до конца октября 2019 года. Однако запуск отложили из–за претензий Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Ведомство заявило, что продажу Gram необходимо было зарегистрировать как сделку с ценными бумагами.

В итоге комиссия добилась судебного запрета на продажу Gram, сама криптовалюта была признана ценными бумагами. Перед закрытием платформы Дуров предложил инвесторам переоформить вложения в TON в кредиты. Американские инвесторы могли только вернуть 72% вложений.

По словам аналитиков, главная причина провала TON — это убеждение Дурова (либо его команды) в том, что получится создать массивную альтернативную финансовую систему в уведомительном порядке. При этом у американских финансовых регуляторов предпочтение отдаётся подходу "показать разработку, поправить механизм по замечаниям и после получения всех разрешений выпустить".

"Нелишним будет напомнить о подходе SEC к крупным криптовалютным и токен–проектам: если по признакам он соответствует положениям теста Хауи, то есть в некий продукт инвестируют в надежде на дальнейший рост предприятия, то это ценная бумага, даже если продукт не в бумажной форме", — говорит Артём Кончиц, менеджер по региональному развитию TradingView.

Закрытие "Юлмарта"

В начале марта прекратил работу "Юлмарт", который некогда был крупнейшим российским онлайн–ретейлером с капитализацией $1 млрд.

Причиной краха компании стал конфликт между совладельцами ретейлера. Произошёл он ещё в 2016 году и вскоре перерос в судебные разбирательства. Мажоритарные владельцы "Юлмарта" Дмитрий Костыгин и Август Мейер не сошлись во взглядах на развитие сети с миноритарным акционером Михаилом Васинкевичем.

На фоне разгорающегося корпоративного конфликта Сбербанк потребовал от "Юлмарта" досрочно погасить кредит в размере 1 млрд рублей. По заявлению банка против Костыгина было возбуждено уголовное дело. Предпринимателя обвинили в мошенничестве в особо крупном размере — непредоставлении Сбербанку информации о просроченных обязательствах компании перед другими кредиторами. В феврале 2020 года дело было переквалифицировано на причинение ущерба без признаков хищения.

В конце 2019 года "Юлмарт" оптимизировал бизнес — сократил сотрудников и перешёл на партнёрские пункты выдачи в регионах. В феврале операционная компания ретейлера — "Юлплейс" — подала в арбитражный суд заявление о собственном банкротстве. В сентябре кредиторы начали готовиться к продаже имущества "Юлмарта". Товарные знаки компании были оценены в 399 млн рублей, их распродадут на торгах.

Банкротство "Республики"

Сеть книжных магазинов "Республика" в середине ноября подала заявление о банкротстве. На такой шаг компания пошла из–за падения трафика и выручки магазинов в пандемию. Ретейлер не смог выполнять свои обязательства перед партнёрами, уже сейчас к нему подано больше 40 исков.

Компания была создана в 2006 году владельцем продуктовой группы "Дымов" Вадимом Дымовым. Сеть насчитывает несколько десятков магазинов в Москве, Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. По данным СМИ, сейчас в столице работает 12 торговых точек "Республики", в Петербурге магазины были закрыты весной.

Ретейлер передаст свои магазины партнёрам по лицензии, а сам сосредоточится на онлайн–продажах.

Аналитики говорят, что в результате коронавирусных ограничений для многих компаний единственным решением стало банкротство. В профессиональном мире такие дела окрестили "коронакротством". "Уже сейчас можно сказать, что для кредиторов банкротство “Республики” будет долгим и изнурительным, но не без шансов вернуть часть своих денег. Полагаю, что пример компании — это звоночек для всего российского бизнеса, который понёс или продолжает нести убытки, на предмет проведения антикризисных проверок, а в некоторых случаях и реструктуризации", — считает Дени Мурдалов.

Закрытие Golama

Сервис доставки продуктов из гипермаркетов Golama закрылся в январе. В компании заявили, что причиной стала нехватка денег для нового рывка. При этом стартап был близок к прибыльности и имел рыночные преимущества, говорили в Golama.

Сервис был запущен весной 2018 года соучредителем агрегатора такси "Везёт" Евгением Львовым. В проект первоначально было вложено 100 млн рублей. В январе 2019 года компания привлекла ещё 150 млн рублей, а летом вела переговоры с инвестиционным фондом Veb Ventures о получении 500 млн рублей. Правда, после глубокого анализа фонд отказался от сделки, оценив риски как крайне высокие. Golama доставляла продукты по Москве и Подмосковью из "Ленты", "ВкусВилла", Metro, "Азбуки вкуса" и других магазинов. Эксперты говорят, что проблема многих стартапов, рассчитанных на массовую аудиторию, в ориентации не на эффективную бизнес–модель, а на агрессивный рост с целью проведения всё новых инвестиционных раундов и повышения капитализации компании.

Возможно, в изменившейся ситуации в 2020 году проект мог бы выжить и даже привлечь инвесторов. Но когда он закрывался, взрывной спрос на доставку спрогнозировать было невозможно, рассказывает вице–президент Investor Relations Club Александр Беспалов.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама