Упрощёнка не задалась: в Петербурге стали чаще отказывать во внесудебном банкротстве

Автор фото: ТАСС

Петербург лидирует среди регионов по числу заявлений, поданных горожанами на внесудебное банкротство. Однако этот институт в Северной столице работает хуже, чем в целом по стране.

По оценкам экспертов, в Петербурге очень востребовано упрощённое банкротство, но процент отказов аномально высок. Новая процедура, введённая с 1 сентября 2020–го, призвана разгрузить арбитражные суды (только за первое полугодие этого года они признали банкротами почти 43 тыс. граждан) и списать безнадёжные долги. Граждане, чей долг составляет 50–500 тыс. рублей, могут ею воспользоваться один раз в 10 лет. Должник подаёт заявление в МФЦ с указанием всех кредиторов. Необходимым условием является завершённое исполнительное производство, то есть приставы не нашли активов, за счёт которых можно погасить задолженность. При этом в отличие от судебного банкротства упрощёнка бесплатна для заявителя (в Петербурге стоимость судебной процедуры колебалась в пределах 200–250 тыс. рублей в зависимости от сложности дела).
За 3 месяца действия нового института только 2% заявлений петербуржцев были приняты МФЦ, тогда как по России этот показатель составил 26%. Добавим, что, по данным Федресурса, Северная столица лидирует среди других регионов как по числу поданных заявлений, так и по числу отказов.
"Основная причина низких результатов связана с активной работой недобросовестных юристов", — считает Юлия Комбарова, генеральный директор Юридического бюро № 1. По её оценке, сейчас компании массово рекламируют эту услугу и предлагают её дёшево или почти даром с расчётом на будущее: если упрощённое банкротство не получится, то в дальнейшем клиенты будут работать с компанией по обычному банкротству.
Валерия Герасименко, генеральный директор союза АУ "СРО “Северная столица”", видит причины низких показателей в другом: "Стоит учитывать, что это новая процедура и не все о ней знают, тем более не все граждане понимают обязательные условия для инициирования внесудебного банкротства".
Ещё одна причина, которая тормозит развитие нового института, — это работа судебных приставов. Как говорят юристы, на практике исполнительное производство в отношении должника "зависает" и может годами не выноситься постановление о его прекращении, а оконченное исполнительное производство — это необходимое условие для упрощёнки.
Эксперты видят хороший потенциал у этого института. Юлия Комбарова объясняет это накопленной массой просроченных долгов и прогнозирует рост упрощённых банкротств в ближайшие несколько лет. Валерия Герасименко добавляет, что такая процедура может стать популярной у граждан с небольшой задолженностью. По её оценке, в условиях текущего кризиса драйверами роста станут увеличивающаяся закредитованность населения и повышение юридической и финансовой грамотности граждан. Для успеха этого института важно сделать процедуру максимально понятной, прозрачной и доступной для каждого, резюмирует Валерия Герасименко.