Станислав Савицкий Все статьи автора
6 декабря 2020, 19:07 290

"В поисках Шамбалы": духовные эксперименты Николая Рериха

"Николай Рерих. В поисках Шамбалы" в корпусе Бенуа Русского музея.

Мода на него — неотъемлемая часть эпохи перестройки. Тогда его книги издавались большими тиражами, были часты выставки, создавались музеи, посвящённые наследию семьи. Этот взрыв интереса был подготовлен ещё в 1970–1980–е, на протяжении которых сформировались культ Рериха и сообщество его духовных последователей. Последние 10–15 лет имя, конечно, оставалось на слуху, но не более того.

Арестованную по делу "Мурманского пароходства" картину Рериха выставили на торги

Арестованную по делу "Мурманского пароходства" картину Рериха выставили на торги

198

Память об этой чрезвычайно деятельной и важной не только для искусства и культуры, но и для мировой политики фигуре хранят люди, причастные к разным сферам жизни. В Нью–Йорке работает рериховский музей — международный религиозно–культурный центр. В Индии Рерих причислен к святым. В России, пожалуй, самое большое в мире сообщество его поклонников и последователей. Не говоря о том, что и в усадьбе в Изваре, где он рос, и в особняке Боткина, где находится его музей, жизнь не утихала даже этой весной и летом.

Как бы ни относиться к Союзу художников, но факт в том, что он располагается в здании Общества поощрения художеств, которое Рерих реформировал, будучи его руководителем в начале ХХ века. Ну а роль этого художника в истории русского искусства и в истории археологических разысканий российской древности сложно переоценить.

В общем, новая выставка Рериха напрашивалась. И от неё можно было бы ожидать разных сюжетных поворотов, поскольку здесь можно в равной степени повести разговор и о дипломатии, и о религии, и об истории науки, и собственно об искусстве. В Русском музее решили ограничиться последним, сделав акцент на духовных экспериментах Рериха.

Это, конечно, разумно и понятно для аудитории — на данный момент местной, русской. Иностранных туристов сейчас немного. Тем интереснее вернуться к традиционному образу художника–духовидца и увидеть ряд редко выставлявшихся вещей. Жаль только, что не учтена, например, недавняя биография, написанная Эрнстом фон Вальденфельсом, которая во многом по–новому представляет, казалось бы, хорошо знакомую нам фигуру.

Впрочем, сейчас и в самом деле не лучшее время корректировать сложившиеся имиджи.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама