Битва за выживание: как изменилась структура доходов ТРК

Пандемия стала для многих компаний проверкой на прочность: некоторые не смогли справиться с трудностями, другие адаптировались и оперативно перестроили свою работу в соответствии с запросами времени. Торговые комплексы во всём мире были одними из первых, кто попал под ограничения, и в числе тех, кто в полной мере оценил все последствия локдауна. Что стало с их структурой доходов, и как они приспособились к новым реалиям, "ДП" обсудил с Андреем Должиковым, исполнительным директором ТРК "Лето".

"Выручка большинства ТРК складывается из доходов от маркетинга, парковки и чистого операционного дохода, или NOI — Net Operating Income", — поясняет Андрей Должиков.
Известно, что основной источник дохода торгового центра — это его арендаторы. В особенности — так называемые говорящие бренды, ради которых люди и приходят за покупками, а затем уже начинают свое знакомство с менее известными магазинами.
Вторым немаловажным элементом являются маркетинговые коммуникации. Чаще всего в них входят доходы от наружной рекламы (LED-экраны, пилоны), проводимых мероприятий, аудиорекламы и промо-акции (аренда площади, где будет проходить промо-акция). Рекламу могут заказывать как арендаторы торговых комплексов, так и сторонние компании — во всех случаях она оказывается эффективной, а потому рекламные площади в ТРК всегда оказываются заняты.
Следующий пункт в пирамиде доходов — доходы от парковки. Многие гости торговых центров пользуются личным транспортом при посещении магазинов. В выходные дни парковочные места настолько переполнены, что иногда приходится делать несколько кругов, чтобы найти свободное место. В некоторых торговых комплексах первый час пребывания на парковке бесплатный, затем, в зависимости от тарифа, начинается почасовая оплата.
Именно эти три пункта, по мнению Андрея Должикова, формируют структуру доходов торгового комплекса, однако с приходом пандемии ситуация изменилась.
От введения ограничений в первую очередь пострадали ретейлеры. В результате бурных обсуждений вопроса оплаты аренды, часть торговых центров помогли своим арендаторам, предоставив им скидки и отсрочки платежей, однако от этого сами понесли убытки.
Сейчас трафик и товарооборот в ТРК постепенно восстанавливается, как и платежеспособность ретейлеров. Но если в случае с последними было необходимо лишь время на восстановление, то задача с маркетинговыми коммуникациями оказалась сложнее. Во время локдауна, как известно, не работало ничего, кроме наружной рекламы на внешних фасадах торговых комплексов.
Несмотря на то, что сейчас торговые комплексы вновь возобновили свою работу, массовые мероприятия остались под запретом. Учитывая нынешнюю ситуацию, маркетологи стали корректировать свои планы. "Например, для комфортного и безопасного посещения гостей ТРК "Лето" в этом году расширил "Чёрную пятницу" до 3 дней — с 27 по 29 ноября, а также для соблюдения ограничений по массовым мероприятиям перевёл регистрацию и розыгрыш в стимулирующей акции в онлайн-формат", — рассказал Андрей Должиков.
Что касается парковок, то здесь ситуация, наоборот, обстоит лучшим образом. В связи с ограничениями на работу кинотеатров и развлекательных парков, некоторые торговые комплексы приняли решение сократить бесплатные часы стоянки автомобилей. В то же время, в связи с эпидемиологической обстановкой, трафик на парковках не уменьшился, так как гости ТРК предпочитают личный транспорт общественному. А значит, у предпринимателей появилась дополнительная возможность заработать.
Таким образом, опыт эксплуатации коммерческой недвижимости в сегодняшнее непростое время очередной раз доказывает, что в большинстве случаев можно найти компромиссы и подстроиться под новые реалии. Главное — иметь подвижную и гибкую структуру управления, желание и умение быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. "Неизвестно, что нам готовит 2021 год, но, оглядываясь на опыт 2020 года, уже есть понимание, что мы готовы к любым вызовам современности и поворотам событий. Единственное непреодолимое препятствие, на которое мы не можем влиять — это административные запреты и ограничения, не связанные с рыночными факторами. Желаю всем нам, чтобы их было поменьше в наступающем году!", — подытожил Андрей Должиков.