Дистанционное потребление: про неэффективность онлайна скоро забудут

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

"Не нужно нам образование. Не нужен контроль мыслей. Никакого злого сарказма в классе. Учитель, оставь в покое детей", — пели в знаменитом хите классики рока Pink Floyd. И допелись до того, что через десятилетие–другое это может стать реальностью.

Причём вполне эволюционным путём. Примерно как с медициной. Давно ли средний класс был в государственной поликлинике? Сейчас там особенно классно! Так же и со знаниями: сложно поверить, что это ребёнок лоботряс, а не учитель, и что вообще наша среднеобразовательная школа готовит конкурентоспособных абитуриентов. Поэтому как на дрожжах растёт рынок частных репетиторов, дополнительных курсов и языковых школ. И всё дублируется в онлайне.
Почему так? Очень просто. Чтоб доехать из спальника до квалифицированного специалиста, способного за счет харизмы, педагогических навыков и умения объяснять материал и делать из лоботряса абитуриента, требуется минут шестьдесят. А учитывая, как строится метро в городе, то и все 120. Туда, сюда, обратно: совсем уж неприятно, всё это — деньги, нервы, силы, здоровье. Короче, про "неэффективность" онлайна скоро забудут, просто потому что это — полная чушь. Учить французский по определению лучше с француженкой из Парижа, а не с офлайн–училкой с ужасным русским акцентом.
Проблема только в том, что принимает француженка в евро. И, в общем, будущее детей рискует встать в копеечку. Нашумевшая колонка в New York Times 2019 года уверяла нас, что определением бедности станет дистанционное потребление. Думается, в наших реалиях с годами бедными рискуют оказаться как раз те, кто всё ещё ходит в районную школу (или, по крайней мере, только в неё).
Значит ли это, что застройщикам с грустью придётся глядеть на опустевшие школы, с таким трудом возведённые? Это вряд ли. Детям по определению надо где–то тусоваться. Как показывает карантин, если даже запереть их дома, они всё равно всплывают в торговых центрах. Другое дело, что школам может потребоваться небольшая перепланировка.
"Удивительно ли, что тюрьмы похожи на заводы, школы, казармы и больницы", — писал Мишель Фуко в своей работе "Надзирать и наказывать".
В наше травоядное время блоки классных кабинетов с внутренней иерархией и орущей классной — действительно не место для креативного духа. А вот костадинги (ну типа как коливинги или коворкинги), где умные детишки будут обмениваться ссылками на лучшие онлайн–курсы под контролем ментора, — самое оно! Вот тогда и заживём, и, может быть, даже полетим Марс осваивать. А не это вот всё, что за окном творится прямо сейчас.