Авиакомпании "Россия" не удалось с первой попытки приобрести себе российские самолёты Sukhoi Superjet 100. Согласных сделать дисконт в размере 200 млн рублей от сделки с "Аэрофлотом" не нашлось. "Россия" не отказывается от приобретения лайнера, но условия закупки могут измениться.
Авиакомпания "Россия", базирующаяся в Петербурге, подвела итоги конкурсов на поставку в лизинг трёх самолётов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Ни одной заявки не поступило, свидетельствуют протоколы конкурсной комиссии. За каждый лайнер авиакомпания готова была отдать почти по 3,3 млрд рублей, включая резервные отчисления на техобслуживание двигателей. Срок лизинга, согласно условиям конкурса, должен был составить 12 лет.
Эти условия близки к тем, на которых ранее этой осенью взяла в лизинг 10 самолётов SSJ-100 авиакомпания "Аэрофлот", которой принадлежит "Россия". Изначально она была готова заплатить около 4 млрд рублей, но единственный участник конкурса ("Аэрофлот" его не раскрыл) согласился снизить цену до 3,5 млрд рублей за самолёт. Интерес к поставкам SSJ-100 "Аэрофлоту" в этом году публично проявлял "Сбербанк Лизинг".
Ранее авиакомпания "Россия" заявляла, что намерена до конца 2020 года получить 10 "Суперджетов". Нынешняя неудача не приведёт к отказу от этих планов, говорят в авиакомпании. "До конца 2020 года мы планируем ввести в эксплуатацию до 10 воздушных судов Sukhoi Superjet 100, которые будут базироваться в Шереметьево. В рамках этого авиакомпания уже приняла на работу семь первых экипажей", — сообщил dp.ru официальный представитель "России".
Тем временем, это уже не первая закупка "Суперджетов" в России, на которую не нашлось претендентов. В начале октября авиакомпания "Алроса" признала несостоявшимся тендер на поставку в лизинг двух самолетов данного типа. Он был объявлен ещё в конце прошлого года и с тех пор многократно продлевался. Но найти поставщика так и не удалось.
Вместе с тем авиакомпания Red Wings в этом году подписала контракт с "Государственной транспортной лизинговой компанией" (ГТЛК) и уже получила три SSJ-100. В августе этого года сообщалось, что 59 SSJ-100 планирует приобрести "Промсвязьбанк" для своей "дочки" "ПСБ лизинг".
Всё это происходит на фоне сообщений о различных технических проблемах с самолётом SSJ-100. В сентябре это подтвердил Минтранс, в материалах которого, как передал "Интерфакс", сообщалось, что за время эксплуатации самолётов "были выявлены проблемы технического характера, связанные с конструктивными особенностями". Это "привело к невозможности коммерческой эксплуатации, простоям и, как следствие, отказу арендаторов ГТЛК от внесения арендной платы ввиду невозможности использования имущества по назначению с целью получения прибыли".
Руководитель агентства "АвиаПорт"Олег Пантелеев связывает неудачную закупку "России" с общим положением дел в авиации, страдающей от пандемии коронавируса.
"Привлекательность финансирования поставок авиатехники сейчас несколько меняется, риски возрастают, поэтому вполне возможно, что лизинговые компании, образно выражаясь, берут тайм-аут для того, чтобы сбалансировать свои портфели, пересмотреть условия, оценить все возможные риски. И хотя мы отлично понимаем, что авиакомпания "Россия", входящая в группу "Аэрофлот", не находится в числе перевозчиков, риски по которым зашкаливают, вполне очевидно, что форсировать события и увеличивать лизинговый портфель лизинговым компаниям в этой ситуации мягко говоря не особо хочется. Но, с другой стороны, учитывая значимость и масштабность проекта, совершенно очевидно, что чуть раньше — чуть позже организация, которая будет финансировать поставки "Суперджетов", будет найдена. Это вопрос времени", — говорит эксперт.
Возможно, нет желания спешить в этой ситуации и у самой авиакомпании. "Кризис, который мы сейчас наблюдаем в авиаотрасли — это хорошее время для того, чтобы сбрасывать провозные ёмкости, отказываться от самолётов, — отмечает Олег Пантелеев. — С другой стороны, сейчас действует довольно-таки масштабная программа субсидирования межрегиональных авиаперевозок по внутренним линиям. И наибольшие шансы, как показывает практика, именно у тех перевозчиков, которые используют отечественную технику, в частности "Суперджет". Поэтому для авиакомпании, у которой операционная база будет в Санкт-Петербурге, а в будущем вероятно и в Красноярске, получить субсидии и летать на "Суперджетах" — это вполне живая бизнес-модель".