"Послание к человеку" разошлось по городу: как 30–летний фестиваль нашёл новое

Автор фото: Виктор Тихомиров
Чуть позже, чем обычно, с 3 по 8 ноября, и со всеми карантинными ограничениями, отказавшись от традиционного размашистого открытия на Дворцовой площади, главный петербургский киносмотр "Послание к человеку", похоже, всё–таки состоится.
С точки зрения локальной географии нынешний, юбилейный фестиваль, организованный в карантинных условиях, не только не сократился, но даже вырос. Последние годы его основной площадкой был "Великан парк" — мультиплекс, специализирующийся на голливудских блокбастерах, не подходящих смотру, пожалуй, на уровне всех пяти чувств (шум потребительской толпы, запах попкорна в фойе).
Теперь "Послание" разослали по местам притяжения городской интеллектуальной силы: кинотеатры "Родина", "Дом кино" и "Аврора" (где 30 лет назад зарождался фестиваль), обновлённый "Ленфильм", студия "Лендок", книжный магазин "Порядок слов", новая сцена Александринского театра. Центр, Коломна, Петроградская сторона — особо ленивых, наверное, разброс событий по магическому петербургскому треугольнику может отпугнуть. Зато из явления, локализованного до площади торгового центра, фестиваль превратился в событие истинно городское и куда более масштабное.
В соревновательной секции "Послания к человеку" — 73 фильма, поделенных на три программы: международный конкурс, национальный и экспериментальный In Silico. Впервые за все 30 лет существования фестиваля абсолютное большинство картин снято женщинами. Причём, по словам программного директора Алексея Медведева, это не кураторская позиция или сознательный фокус на особом женском взгляде, а естественное отражение ситуации в мировом кино.
Большинство фильмов сняты до распространения коронавируса, но в контексте происходящего кажутся пандемию если не предсказывающими, то по крайней мере осмысляющими. Что такое человек? Чего он ст?ит перед глобальными обстоятельствами? Как выстраивать отношения с окружающим миром, природой, животными? Как меняются наши представления о политике и религии? Что такое работа и профессия сегодня? Вот ключевые вопросы 30–го "Послания".
Взять, к примеру, "Киоск" Александры Пьянелли об умирающем газетном бизнесе — сегодня мы смотрим его как исследование института всего малого предпринимательства, вынужденного бороться за право на жизнь. Или фильм "Вера" Валентины Педичини о странной секте, объединяющей в себе практики кунг–фу, христианство и культуру рейвов, — кажется, мы все оказались в этом постмодернистском сообществе с неясными правилами и неизвестными целями. Или ленту "Нечто большее" об отношениях футбола и толпы, о магии стадионов — на фоне нынешних пустых арен с подложенным гулом трибун она кажется античной трагедией о гладиаторах.
В этом смысле особенно удачной кажется идея программной дирекции фестиваля показывать конкурсные фильмы объединёнными сеансами, по две, три, четыре картины за один слот. Вместе они начинают жить новой жизнью, цепляться друг за друга и отражаться друг в друге.
Отдельные показы фестиваля и специальные программы никуда, впрочем, не делись. Тем более что исторически они привлекали к себе внимания даже больше, чем конкурс. Таковых в этом году шесть, в том числе традиционно аншлаговое "Кино сверхреальности" — кураторская программа Андрея Плахова, объединяющая ленты крупнейших фестивалей мира.