Экосистемы для бизнеса: как предприниматели используют онлайн-платформы

Автор фото: Марченко Алена
Приложение Авито на смартфоне

Бизнес привыкает решать все свои задачи — от поиска сотрудников до аренды офиса, от продвижения товаров до продажи одного актива и покупки другого — в рамках одной платформы. Это удобно: привычный интерфейс, единая служба поддержки, крупная компания, которой можно доверять. Вместе с предпринимателями рассказываем, как извлечь максимум пользы от работы с такой платформой.

Экосистемы сервисов для рядовых потребителей и бизнеса любого масштаба строят Apple и Google, "Яндекс", с недавних пор и Сбербанк. На платформе "Авито" развивается собственная экосистема, которая позволяет компаниям не только продавать товары по всей стране, но и оказывать услуги, искать сотрудников и развивать бизнес. Каждый месяц на площадку заходят 50 млн уникальных пользователей — это треть населения России. Количество компаний, зарегистрированных на платформе, тоже постоянно растет. Благодаря этому на "Авито" сегодня можно получить любую услугу, будь то уборка офиса или строительство нового дома, и купить что угодно — от комнатного цветка до строительной компании. Что касается сделок с готовым бизнесом, в 2019 году Петербург вошел в топ-3 регионов по числу продаж готового бизнеса через "Авито" — это 1200 компаний.

Найти своих клиентов

Нынешний год стал для бизнеса проверкой на прочность и гибкость — меняли офисы, в экстренном режиме перенастраивали операционные процессы, переквалифицировали сотрудников, осваивали новые форматы работы. В онлайн перешли даже те, кто не рассматривал подобную возможность: пекарни у дома начали принимать заказы онлайн, фитнес-центры запустили групповые тренировки в Zoom, появилась даже новая профессия — онлайн-няня. Для многих выход на в онлайн стал единственной возможностью продолжить работу в условиях коронавирусных ограничений. Об этом говорит и статистика: так, количество объявлений на "Авито" за 10 месяцев увеличилось на 11 млн, до 71 млн.
Согласно опросам, для 27% российских предпринимателей "Авито" — основная площадка для продвижения их товаров и услуг. Сервис позволяет компаниям точно попадать в свою аудиторию, интернет-магазинам площадка заменяет собственный сайт, а вместо продвижения на разных ресурсах предлагает на выбор несколько тарифов, в которые уже входит размещение объявлений, удобная статистика и разные варианты продвижения, комбинируя которые можно выстроить свою стратегию работы с площадкой. Регистрация нового аккаунта занимает несколько минут, ещё пара минут уйдет на создание первого объявления. А если объявлений много, в зависимости от выбранного тарифа можно автоматически подгружать их из внутренней базы компании (это удобно для тех, кто размещает более 30 объявлений).
Как и другие площадки, "Авито" позволяет публиковать объявления бесплатно, но тарифы помогают бизнесам работать намного эффективнее. Начиная с базового тарифа, компания получает подробную статистику в виде графиков и отчетов, которые помогают отслеживать эффективность объявлений — какие чаще добавляют в "Избранное", по каким чаще звонят и т. д. Для объявлений о недвижимости, транспорте и об услугах по ремонту и строительству доступен колл-трекинг — инструмент, который позволяет отследить, откуда пришел лид. Любой звонок в компанию с "Авито" отслеживается в личном кабинете компании, его можно прослушать, собрать статистику обращений и быстро выявить ошибки в работе — если они есть.
"Площадка дает нам приток клиентов, заказы на перевозки машинами и фурами по всей России — так мы можем оптимально выстраивать логистическую цепочку. Например, фура едет из точки А в точку Б, там мы находим новый заказ и уже с новым грузом машина едет обратно. Конечно, я не сразу пришел на "Авито" с 500 объявлениями, мы начинали с нескольких предложений, тестировали. Первое время искали на площадке машины, которые можно было бы брать в аренду для грузоперевозок. Вместе с личным менеджером, которого нам предоставила платформа и который всегда подсказывает нам, как с ней эффективнее работать, мы настраивали продвижение, выстраивали собственную стратегию на основе знания рынка и рекомендаций менеджера. Мы отслеживаем статистику запросов, по которым нас ищут клиенты, и стараемся бить именно в этот нерв, чтобы по как можно большему числу запросов пользователи видели именно наши объявления. Сейчас порядка 30% заказов мы получаем именно с "Авито", — рассказывает Михаил Савченко, генеральный директор транспортной компании "Открытие", специализирующейся на транспортных перевозках по всей России.

Привлечь аудиторию и выделиться среди конкурентов

Некоторым бизнесам выгоднее продвигать объявления не постоянно, а в пиковые моменты дня или недели. Для таких случаев на "Авито" есть услуга продвижения по расписанию, которая помогает попасть в целевую аудиторию именно тогда, когда она активнее всего. Или запустить продвижение товаров по акции в нужный момент — цветочный магазин, например, может настроить усиленное продвижение объявлений перед 8 марта, а производитель канцтоваров — за пару недель до 1 сентября.
У компаний на "Авито" есть и ряд других возможностей выделиться среди конкурентов — создать страницу компании с контактами, акциями и предложениями, на которой к тому же не будет объявлений конкурентов. Или брендировать страницу: задать фон, добавить фирменные элементы дизайна, настроить витрину магазина с самыми популярными товарами, выделить объявление логотипом в поисковой выдаче и даже задать любой уникальный адрес страницы, который точно запомнится клиенту.

Найти сотрудников, сменить офис, развиваться

Интернет сильно упростил процесс поиска работы: на каждую вакансию в мире в среднем подают 250 резюме. Но некоторые кандидаты рассылают свои резюме, не обращая внимания на требования к вакансии, и HR приходится отсекать более половины откликов. Чтобы сэкономить время менеджеров по найму, многие платформы сегодня предлагают инструменты, которые делают за человека подобную рутинную работу.
На "Авито" эту задачу выполняет "ассистент Авито Работы" — бот, который задает пользователю короткие вопросы и подбирает действительно подходящие вакансии на основе ответов. Сегодня около 1,3 млн компаний в стране используют "Авито Работа" для поиска сотрудников.
"Мы постоянно ищем на платформе водителей на наши машины в Петербурге. Это один из самых важных каналов поиска людей на такие массовые вакансии. Ещё мы периодически пользуемся платформой для выбора подрядчиков и услуг, которые помогают обслуживать офис, это может быть ремонт помещения или техники, уборка и другое", — делится Михаил Савченко.
Развитие бизнеса часто связано и с поиском новых помещений — в этом году с переходом на удалёнку кто-то переехал в офис поменьше, а кому-то нужно расширять складские помещения, чтобы успевать доставлять заказы онлайн-покупателям. Новый офис, склад или помещение для ресторана, магазина, салона красоты или любого другого вида бизнеса ищут в разделе "Коммерческая недвижимость" — там опубликовано более 14 тысяч объявлений о продаже или аренде коммерческих площадей в Северной столице. Так, например, сейчас на площадке можно снять в аренду офис в 300 метрах от Эрмитажа, купить выставочный дом-офис из деревянного сруба или цех для открытия пищевого производства.
Настроить работу "Авито" так, чтобы площадка была эффективным партнером для бизнеса — помогала быстро и эффективно найти или сменить офис, заказать любую услугу, подобрать сотрудников, а при необходимости продать ненужный актив и приобрести другой — можно самостоятельно, например, с помощью серии роликов о том, как устроена площадка и как работают ее инструменты. А средним и крупным бизнесам в этом поможет ещё и персональный менеджер "Авито".
Осваивать онлайн-платформы, перестраивать процессы, искать новые пути привлечения клиентов и даже способы оказания услуг — всё это приходится делать не только во время кризисов и эпидемий. Это постоянное развитие, без которого компании рискуют быстро уступить место конкурентам. При этом именно онлайн-экосистемы, становясь one-stop shop — универсальным окном как для потребителя, так и для бизнеса, дают шанс продолжать работу, развиваться и расти.
***
Данный материал предоставлен партнёром