Петербургские разработчики выводят на рынок уникальных роботов для сортировки мусора
Компания "Арт–Технологии", которой принадлежит Планетарий № 1, запускает продажи роботов с искусственным интеллектом для сортировки мусора. Машины работают при помощи технологии нейросетей. Натренированный на фотографиях ИИ определяет тот или иной тип мусора и отправляет его в соответствующий контейнер. Точность определения типа отходов зависит от глубины обучения нейросети и количества исходных данных.
Генеральный директор "Арт–Технологий" Евгений Гудов сообщил "ДП", что в продажу роботы поступят в ближайшие пару недель. Пока что машины проходят пусконаладку на двух московских заводах и в петербургском Автопарке № 1 "Спецтранс". После обкатки на этих объектах запустятся открытые продажи.
На зарубежном рынке уже существуют похожие решения. Например, финские роботы от ZenRobotics, канадские от SamurAI, американские от Max–AI. Также есть немецкие и китайские технологии. В России аналогичными разработками занимается московский "Экотех" и новосибирские исследователи из Института теплофизики им. Кутателадзе СО РАН. Однако на рынке их машины пока что не представлены.
"Часто эта тема всплывает, но готового решения на российском рынке не было. Такие технологии можно увидеть на выставках. Однако это условия “чистые”, а наладить работу машин в реальных условиях — достаточно сложная задача", — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Алиса Конюховская.
Сложность в том, что поток мусора на реальном производстве гораздо больше, а элементы не подобраны заранее. "Машины, которые стоят в лабораториях и могут различить бутылки от банок, достаточно просто сделать. Промышленное решение отличается отказоустойчивостью, а количество вводных на реальном производстве намного выше", — замечает Евгений Гудов.
Петербургская разработка стоит в разы меньше зарубежных. Стоимость внедрения импортной технологии составляет около 30–40 млн рублей, тогда как петербургские роботы обойдутся в 5–10 млн. Разброс связан с тем, что на заводах разные исходные условия. Иногда приходится дополнительно закупать, например, пакеторазрыватели или другие элементы.
Разработчики сообщают, что за месяц роботы способны выбирать мусора на 400–800 тыс. рублей. Таким образом, предполагает Евгений Гудов, внедрение окупится за год–полтора. Работать компания планирует как внутри страны, так и на экспорт. По мнению главы компании, российские покупатели обеспечат спрос на 2–3 года.
"Подобного рода технологии уже известны в мире более 10 лет. Например, когда на сортировочных линиях распознаются материалы по оптическим параметрам, а дальше их переносят в отдельные накопители с помощью точечной подачи воздуха", — отмечает Екатерина Шалунова, координатор проектов экологического движения "Раздельный сбор".
По словам эксперта, "оптика плюс воздух" — одно из самых эффективных решений. Роботы с манипуляторами могут быть менее эффективными, но более точными. Поэтому особенно они интересны там, где можно выбирать ценные материалы. В то же время роботизированные решения имеют свои недостатки.
"Обязательно нужен предварительный раздельный сбор отходов хотя бы на два потока, чтобы отделить пищевые от вторсырья. И в любом случае какие–то мелкие части всё равно будут уходить на свалку", — считает Екатерина Шалунова.
Кроме того, существует проблема с упаковкой. Например, бутылки из–под молока могут быть дополнительно обернуты плёнкой, которая отличается от материала самой бутылки. "Получается, датчики могут распознать это как непригодный для переработки материал, а внутри там то, что надо, — такая матрёшка", — поясняет эксперт.
Генеральный директор Автопарка № 1 "Спецтранс" Анатолий Язев сообщил "ДП", что пока машины способны отбирать около 70% мусора. Шесть роботов заменят на заводе труд 38 человек.
"Все процессы не могут быть полностью роботизированы. Даже если робот будет отбирать 80% от того, что идёт, всё равно нужен человек на контроль. Кроме того, это только один из этапов цепочки производственного комплекса. До роботов много операций надо сделать: разорвать мешки, в которых сдаётся мусор, отобрать металл, отобрать пищёвку", — говорит Анатолий Язев.
Предполагается, что в Автопарке № 1 "Спецтранс" машины будут отбирать полимеры, алюминиевые банки, флаконы, полиэтилен низкого давления. Для некоторых операций используются другие технологичные решения: оптические, динамические, баллистические сепараторы, магниты.
По словам Евгения Гудова, перед тем как роботы заработают, необходимо около 2 месяцев на обучение и внедрение. Под каждый завод производится индивидуальная настройка: в зависимости от типа поступающего мусора и специфики процесса сбора.
Кроме того, в зависимости от нужд предприятия можно настроить технологию так, чтобы она отбирала конкретный вид отходов или же всё подряд.
"Робота надо обучить, как ребёнка. Чтобы он заработал на отбор ПЭТ–бутылки, надо сделать 10 тысяч фотографий", — сообщает Анатолий Язев.