Карманный гид: петербургский IT-стартап осваивает рынок туризма в Крыму

Автор фото: Vostock-photo

Петербургский стартап Indoor Guide появится в Крыму. Мобильный гид определяет локацию по BLE–маякам и рассказывает об экспонате, рядом с которым стоит пользователь.

Технология будет подключена в музее "Херсонес Таврический". Выход на крымскую аудиторию обойдётся Indoor Guide в 1 млн рублей. Разработчики рассчитывают окупить вложения в течение года.
"Выход в Крым — это географическая диверсификация, поиск более перспективных туристических направлений", — рассказал "ДП" основатель Indoor Guide Сергей Германович.
Стартап рассчитан на въездных туристов, при этом в Петербурге — упор на иностранцев: зарубежная аудитория приносит 80% дохода приложения. Интересно, что даже весной иностранцы продолжали оплачивать аудиоэкскурсии. Они "путешествовали" по петербургским музеям, находясь на самоизоляции в своих странах. Тем не менее спрос на Indoor Guide в 2020 году упал более чем в 2 раза. Интересно, что у компании izi.TRAVEL, которая тоже предлагает аудиогиды, спрос на сервис в Петербурге не падал. "Люди стали путешествовать локально, по своему городу или по соседним. Поэтому процент пользователей из Петербурга никак не уменьшился", — говорит сооснователь платформы Егор Яковлев.
Рисков работы в регионе в компании не видят. Единственная сложность — блокировка App Store и Play Market на территории полуострова. Однако туристы, как правило, устанавливают приложение до визита в страну или город, отмечает Германович.
Полноценных конкурентов у Indoor Guide немного. Из серьёзных — уже упомянутый izi.TRAVEL. Пермская "Лаборатория Маугри" в своё время разработала аудиогид для Кунсткамеры. Однако с 2019 года сайт "Лаборатории" заброшен, а приложение не обновляется.
К Indoor Guide в Петербурге подключены крупнейшие музеи: "Петергоф", Исаакиевский собор, Спас на Крови и другие. И техническую часть, и создание контента стартап берёт на себя. Музей при этом получает 20% от выручки, 50% достаётся платформе, а остальные 30% забирают App Store и Play Market.
"Это близко к бизнес–модели арендных аудиогидов, которые в музеях существуют уже лет шестьдесят. Это может работать, но позиции таких компаний сейчас пошатнулись, потому что появляются бесплатные сервисы. При этом, завязывая бизнес на одном приложении, которое не станет глобально популярным, ты лишаешь себя той выгоды, которую можно было бы извлечь, размещая контент на нескольких платформах, — считает Егор Яковлев. — Но тема музеям интересна, поэтому всегда найдётся место компаниям, предлагающим технологичные проекты". Директор Центрального выставочного зала "Манеж" Павел Пригара отмечает: действительно, музеи сейчас активно ищут новые формы взаимодействия с аудиторией. Это не только аудиогиды, но и подкасты, образовательные программы, электронные каталоги и так далее. "Для создания подобного контента необходимы в том числе и материальные затраты. Если музей не может найти их внутри себя, то имеет смысл привлекать сторонние компании", — считает он.