Арендовать, судить и строить: какие компании открылись в Петербурге в сентябре

Автор фото: Архив ДП

В сентябре петербургские предприниматели чаще всего открывали компании по аренде недвижимости, строительству и юридические фирмы.

Аналитики "МТС Кассы" изучили коды ОКВЭД новых компаний малого и среднего бизнеса, которые подключались к сервису в прошлом месяце. Согласно информации компании, в сентябре это в основном были предприятия сферы услуг (более 63% подключений). Из них 10% — индивидуальные предприниматели и компании, занятые в сфере аренды недвижимости (группа кодов ОКВЭД — 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом"), 8% — юридические фирмы, 7% — бизнес по предоставлению строительных услуг.
Реже открывались магазины универсальных товаров с малой долей продуктов питания (6% новых подключений), на продуктовый ретейл и магазины одежды и обуви пришлось по 4% новых подключений. В список менее популярных категорий также вошли рестораны и кафе — 6%, автосервисы, разведение домашних животных и уход за ними — по 5%, пекарни и кондитерские — 2%.
Результаты исследования могут отличаться от действительности, обращают внимание эксперты. Наиболее спорной они находят статистику прироста компаний по аренде недвижимости. Под этим ОКВЭД могут работать конторы, не имеющие отношения к недвижимости, указывает директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Курячий. Нормальной ситуацией является, когда предприниматель при регистрации юрлица указывает основной код, а затем добавляет другие. При этом фактически фирма ведёт деятельность, отличную от указанной изначально.
Рассуждая о том, какой новый бизнес действительно наиболее успешно приживается в Петербурге, эксперт указывает: "В городах с высокой плотностью населения доминирует потребительский сектор: кофейни, кондитерские, предприятия розничной торговли, небольшие производства (обжарка кофе). Хорошо приживается и бизнес в сфере развлечений. Во время пандемии он сильно просел, что означает его быстрый рост в перспективе".
Собеседник "ДП" также отметил, что в данном случае не стоит объединять в одном отчёте данные статистики малого и среднего бизнеса. Средний бизнес, по его мнению, — структура неустойчивая. Это, как правило, промежуточный этап между малым и крупным бизнесом или между крупной компанией и её ликвидацией.
Примечательно, что, по данным аналитиков "МТС Кассы", в первый осенний месяц в Петербурге наметился тренд на бизнес по уходу за животными: открывались новые питомники, предоставлялись услуги ветеринаров и кинологов. "Северная столица стала единственным городом–миллионником, где эта сфера с долей около 5% вошла в топ–10 самых популярных бизнесов", — сообщили "ДП" в МТС.
Эту тенденцию Александр Курячий называет повторяющейся из кризиса в кризис: "Обычно в периоды экономического спада не снижается спрос только на продажи детских и зоотоваров".
Тем временем брокеры фиксируют в Петербурге рост продаж готового бизнеса. Речь идёт об аптеках, продуктовых магазинах, кофейнях, работающих навынос, некрупных производствах, табачных лавках и автосервисах. Причём стоимость аптек, объектов продуктового ретейла и автосервисов выше, рассказывает сооснователь брокерской компании "Бизнес Бюро" Богдан Пастушенко.