Перемены приходят на волне протеста: устроят ли новые выборы в Киргизии всех

Автор фото: Абылай Саралаев/ТАСС
Вчера, 6 октября, Центральная избирательная комиссия Киргизии признала прошедшие в воскресенье, 4 октября, парламентские выборы недействительными. Мало того, глава ЦИК заявила, что "этой избирательной кампанией мы дискредитировали себя, и поэтому самым лучшим и правильным в этом случае будет решение о досрочном сложении полномочий". О добровольной отставке сообщили и несколько крупных чиновников страны.
Проигравшие парламентские выборы партии устроили сразу после оглашения результатов голосования митинг, который в ночь понедельника перерос в массовые беспорядки. Оппозиционеры освободили из заключения ряд опальных политиков: бывшего президента и бывшего премьер–министра страны, заняли здание правительства.
Противостояние в Киргизии продолжается, но действующий президент призвал партийных лидеров успокоить своих сторонников. Сооронбай Жээнбеков особо подчеркнул, что по его распоряжению силовики не открывали огонь, чтобы не подвергать опасности жизнь граждан. Хотя "протестующие не подчинялись сотрудникам правоохранительных органов, избивали медиков и наносили повреждения зданиям".
За медиков во время усиливающейся пандемии обидно особо, но и нехорошим бунтовщикам досталось: один погиб, пострадали в ходе столкновений около 700 человек, из которых более 150 госпитализированы, а семь — в реанимации. И это результаты только одной ночи — что будет дальше, удастся ли перевести уличные стычки в мирное русло, пока неясно. В странах, переходящих от тоталитаризма к демократии, всякое может случиться.
Ну проведут в Киргизии новые истинно демократические выборы с другой — неподкупной, кристально честной избирательной комиссией. Где гарантия, что результат устроит всех? Нет такой гарантии. Всегда будут раздающие щедрые обещания победители и недовольные проигравшие. И если у аутсайдеров будет хватать ресурсов на активный протест, всё может начаться по новой.
Значит ли это, что в XXI веке институт демократических выборов как воплощение желания большинства вырваться из–под контроля государственной власти над всеми сферами жизни общества неприменим для стран, сегодня пребывающих в авторитаризме? Поезд ушёл, раньше надо было чесаться? Соглашаться с этим предположением не хочется, но ведь перемены приходят и без бунтующих толп.