Рекорды в прошлом: лесопромышленники потеряли прибыль

Автор фото: ТАСС

Тёплая зима подкинула проблем лесопромышленному комплексу Северо–Запада.

Основными вызовами для ЛПК в прошлом году стали снижение цен на глобальном рынке и аномально тёплая зима. Развитие больших предприятий замедляется из–за ограниченности лесосырьевой базы, а малый и средний бизнес с трудом выживает на внутреннем рынке, не способном обеспечить достаточный спрос на продукты глубокой переработки. Определяющим по–прежнему остаётся экспорт.

Разворот вниз

Общий объём российского экспорта продукции лесопромышленных предприятий в денежном выражении составил $12,3 млрд. Повторить рекордные показатели 2018–го (около $13,5 млрд) не удалось из–за снижения цен на мировом рынке. Точнее, правильнее будет сказать — коррекции. То, что цены не могут бесконечно держаться на пике, было вполне очевидно. Так что показатель 2019–го — это явный успех. Не уйти в глубокий минус лесопромышленники смогли за счёт наращивания объёмов (в тоннах).
Практически все крупнейшие предприятия ЛПК Северо–Запада показали в 2019–м рост выручки при сокращении чистой прибыли. Помимо экономических факторов на это повлиял климат. Вывоз леса с зимних делянок, удалённых от инфраструктуры, оказался крайне затруднён.
"Тёплая погода практически блокировала вывоз древесины в регионах СЗФО, так что он шёл с серьёзным отставанием от планов. Грузоперевозки в целом оставались, но спрос на продукцию проседал, некоторые предприятия вынуждены были приостанавливать производства. Особенно тяжёлой была ситуация в секторе древесных плит и мебели", — поясняет старший консультант агентства WhatWood Марина Зотова.
"После предыдущего роста производства и увеличения цен на фанеру наступила стагнация: предложение значительно превышало спрос, возникли сложности на важных экспортных рынках (Турция, Египет). Как следствие, значительно снизились цены. Кроме того, были сложности с качественным древесным сырьём, причиной чему стала тёплая зима–2019/20 и дождливая погода весной. “Свезы” проблема коснулась в меньшей степени — комбинаты компании расположены по всей России. Мы смогли компенсировать дефицит сырья за счёт других регионов, прежде всего Уральского, где зима была традиционно снежной. Объём выпущенной продукции превысил 1,3 млн м3, а выручка по итогам года — более 35 млрд рублей", — дополняет директор по маркетингу компании "Свеза" Святослав Сарсон.
Экономические сложности не прошли бесследно для лесопромышленного гиганта АО "ИЛИМ". По сравнению с 2018–м компания сократила выручку на 31,6 млрд рублей. По расчётам специалистов WhatWood, компания может потерять до 30% EBITDA. К хорошим новостям эксперты рынка относят довольно неожиданное возрождение бумажной фабрики в Кондопоге. В 2019 году ОАО "Кондопога" показало прибыль впервые за несколько лет. В этом помогло резкое повышение спроса на бумагу и картон на мировом рынке, начавшееся в прошлом году и продолжающееся по мере развития пандемии коронавируса — производство средств индивидуальной гигиены приносит действительно серьёзные деньги. Кроме того, высоколиквидным товаром остаются топливные гранулы и брикеты, древесный уголь, пиломатериалы.

На всех не хватит

"Один из долгоиграющих трендов для Северо–Запада — это отсутствие достаточной лесосырьевой базы. Новый завод без лесосеки просто так не построишь. Есть зоны, которые очень сильно удалены от инфраструктурных объектов, это характерно для Архангельской области, например. И сейчас предприятия вынуждены идти туда. Заходят в те лесничества, куда не заходили даже при советской власти", — рассказывает генеральный директор ООО "Национальное лесное агентство развития и инвестиций" Виталий Липский.
При этом малый и средний бизнес не может выдержать конкуренции с гигантами, не имея собственной лесосеки. В идеале именно они должны заниматься глубокой переработкой древесины. Но быть высокорентабельными на внутреннем рынке в условиях дешевеющего рубля крайне сложно. Для компаний, работающих на экспорт, девальвация, наоборот, благо, так как позволяет увеличивать рублёвую выручку при прежних объёмах отгрузки. Результатом становится продолжающаяся олигополизация рынка, круг игроков на котором смыкается всё теснее.

Под крылом "чёрного лебедя"

COVID–19 ударил по ЛПК не так сильно, как по некоторым другим отраслям, однако незамеченным, разумеется, не прошёл. "Мы почувствовали влияние коронавируса в конце января — начале февраля, когда появились переносы части заказов от клиентов из Китая и Южной Кореи. Но даже в период самых строгих ограничений границы не были закрыты для перемещения грузов", — говорит Святослав Сарсон.
"Восстановление мировых экономик, логистических и производственных цепочек будет происходить как минимум год. Но уже сейчас можно сказать, что, скорее всего, ЛПК не относится к наиболее пострадавшим отраслям. Спрос на древесину и лесную продукцию остаётся стабильным и даже показывает рост в некоторых сегментах, таких как тишью, упаковочные картоны. Пандемия помогла ускорить некоторые тренды, например рост спроса на деревянное домостроение и малоэтажное строительство; ускорить процесс замещения писчебумажной продукции и газетной бумаги на цифровые носители. Но рынок цикличен", — анализирует ситуацию Марина Зотова.
"Провал будет значительным. По году — около 10% сокращения объёмов экспорта. А на внутреннем рынке значительно больше. По некоторым позициям падение может достигнуть 30%. Внутренний рынок отыгрывает тренды внешнего значительно сильнее", — подводит итог Виталий Липский.
Материал подготовлен в рамках проекта " Рейтинг промышленных предприятий — 2020 "