Павел Нетупский Все статьи автора
30 сентября 2020, 12:07 223

Made in Петербург — как защитить свою марку?

Производители получили возможность зарегистрировать так называемые "географические указания" — специальные бренды, ассоциирующие товар с городом или регионом, в котором он выпускается. Эти и другие вопросы регулирования рынка интеллектуальной собственности обсудили участники организованного "ДП" делового завтрака "IT/IP 2020".

Охрана географических указаний предусмотрена международными обязательствами России, в том числе Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Такое обозначение должно идентифицировать товар как происходящий из определенной территории с характерным для него качеством, репутацией и иными свойствами.

Безбумажный офис. Проблемы электронного документооборота обсудили на "Деловом завтраке"

Безбумажный офис. Проблемы электронного документооборота обсудили на "Деловом завтраке"

951
Павел Нетупский

Много званных, но мало избранных

Принятые еще в начале 90-х годов законы урегулировали правовую охрану наименований мест происхождения товара (НМПТ). В этом качестве зарегистрированы такие марки как "Гжель", "Вологодские кружева", "Тульский пряник", "Астраханская вобла" и, конечно же, "Русская водка".

Однако получить права на НМПТ могли только производители, доказавшие его известность и особые свойства товара, связанные с характерными для региона природными или людскими факторами. В указанном географическом объекте необходимо было осуществлять полный цикл производства. То есть скажем "Вологодское масло" должно взбиваться в Вологде из полученного от местных коров молока, а "Астраханская вобла" — вылавливаться в Волге и вялиться в границах соответствующей области. Выполнить такие жесткие требования удавалось единицам — за три десятилетия было зарегистрировано всего 249 наименования места происхождения товара.

Принятый летом прошлого и вступивший в силу с 27 июля этого года федеральный закон ввел в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальной собственности — географические указания. "В отличие от НМПТ в географическое указание может не входить наименование самого региона, города или иной местности — достаточно, чтобы оно прочно ассоциировалось с таким географическим объектом, — поясняет старший юрист фирмы "Городисский и Партнеры" Ярослава Горбунова. — Также не требуется доказывать наличие особых свойств товара и известность обозначения, а на соответствующей территории должно находиться хотя бы одна из стадий производства. Скажем, "Воронежское мороженное" может расфасовываться в любом регионе, но выпускаться — в Воронеже. С новыми поправками зарегистрировать географическое указание теперь вправе граждане, компании, ассоциации и иные объединения или группы лиц, которые в границах соответствующей территории производят товар с характерными свойствами", — отмечает эксперт.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Бургундия, Шампань или Прованс

При подаче заявки в Роспатент инициаторам необходимо оговорить сами характеристики товара, их связь с местностью, определить способ производства, порядок контроля и иные условия. За регистрацию необходимо заплатить пошлины в размере 31,5 тысяч рублей.

Вместе с тем Ярослава Горбунова полагает, что закон о географических указаниях безусловно попал в тренд развития и защиты региональных брендов, но был принят с целью утешить иностранных правообладателей: "Этот институт чрезвычайно развит на западе и совершенно не развит у нас. Одним из критериев получения охраны для заграничных компаний будет регистрация такого указания в своей стране. Теперь они смогут защитить такие обозначения как "колбаса Мортаделла", "вина региона Эмилия", "чай Дарджилинг" и другие", — полагает юрист.

Интуристы с миллионами. Участники делового завтрака "ДП" обсудили проблемы въездного туризма

Интуристы с миллионами. Участники делового завтрака "ДП" обсудили проблемы въездного туризма

654

Она также подчеркивает, что нарушением прав на географическое указание будет признаваться не только выпуск контрафактного товара, но и использование географического указания правообладателями, если их продукция не соответствует закрепленным в реестре характеристикам или производится за пределами определенной территории.

Нас знают все

Также Роспатент осторожно регистрирует общеизвестные товарные знаки. Таковыми уже признано 213 обозначений, в том числе "РЖД", "Билайн" и "МТС", Ford и "КАМАЗ", Coca-Cola и Nestle, Mail.ru и многие другие.

Для регистрации общеизвестного знака заявитель должен доказать его узнаваемость у соответствующих потребителей. Для этого, в том числе, представляются результаты социологического опроса минимум 1,5 тысяч человек в 6 городах-миллионниках. Но на этом этапе зачастую возникают проблемы: "По мнению Роспатента потребитель должен ассоциировать обозначение непосредственно с самим заявителем. Но им часто выступает иностранная компания, которая в России функционирует через аффилированное юридическое лицо, более известное отечественному потребителю, — констатирует партнер компании Claims Алексей Петров. — Например, корейская компания PALDO Co. Ltd. известна только 1,1% россиян, тогда как ее дочернее предприятие ООО "Доширак Рус" — 73,1%. Такой подход не учитывает особенности построения бизнеса международных компаний, что зачастую усложняет процедуру регистрации ими своих марок", — говорит Алексей Петров.

Заявителей часто поддерживает Суд по интеллектуальным правам. Служители Фемиды убеждены, что низкий уровень знаний потребителей о компании не свидетельствует о недоказанности широкой известности в отношении товаров или услуг.

С другой стороны, регистрация таких брендов может угрожать добросовестным участникам рынка — производителям и продавцам совершенно других товаров и услуг, выпускаемых под схожим обозначением. "Таких примеров на рынке немало — футбольный клуб "Зенит" и одноименные фотоаппарат или радиостанция, пивоваренная компания "Балтика" и калининградский футбольный клуб "Балтика" или известная радиостанция с таким же названием, — отмечает Алексей Петров. — Закон не освобождает правообладателя от обязанности доказать возможное ассоциирование его деятельности с продукцией со сходным обозначением".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама