Светлана Афонина Все статьи автора
28 августа 2020, 18:05 580

Непотопляемый катер РК-700 "Сапфир" сконструировали в Ленобласти

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Кингисеппский машиностроительный завод вложил 50 млн рублей в разработку рейдового катера.

Серийный образец РК–700 "Сапфир" по проекту 03080 Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) представил на форуме "Армия–2020" в Москве. По оценкам экспертов, КМЗ может претендовать на гособоронзаказ в рамках обновления флота МЧС, а также на экспорт в страны Ближнего Востока.

Путин обошел на катере парадную линию кораблей на Кронштадтском рейде

Путин обошел на катере парадную линию кораблей на Кронштадтском рейде

142

РК–700 можно использовать как рейдовый или разъездной рабочий катер, а также устанавливать в качестве бортового на кораблях и судах. Он позволяет вести буксировочные работы или перевозить грузы при волнении поверхности моря до 4 баллов, а аварийно–спасательные работы — при неограниченной балльности моря.

"Катер непотопляем, даже если будет полностью залит водой", — рассказал "ДП" главный конструктор выделенного направления маломерного судостроения КМЗ Дмитрий Бабин. Длина РК–700 составляет 7,5 м, ширина — 2,4 м, осадка — 0,3 м, полное водоизмещение — 2 т, грузоподъемность — около 1,5 т.

Корпус изготовлен из металлоармированного стеклокомпозитного пластика, запатентованного КМЗ. "Функция этого материала — обеспечивать защиту от ударных воздействий. Он предотвращает разрушение корпуса при минных разрывах вблизи катера", — пояснил Дмитрий Бабин.

Разработчиком проекта стало собственное конструкторское бюро КМЗ. По оценкам компании, в разработку нового проекта она инвестировала около 25 млн рублей, общая сумма с учетом производства составила около 50 млн. Сейчас РК–700 оборудован двигателем марки Nanni Diesel мощностью 170–370 лошадиных сил, который КМЗ производит в рамках соглашения с этой компанией о локализации. В дальнейшем завод планирует выпускать двигатели по технологии, разработанной совместно с Ленинградским заводом точного машиностроения.

Заключенных контрактов на поставку катеров пока нет, но переговоры об этом ведутся, сообщили в пресс–службе КМЗ.

Основная специализация завода — изготовление дизель–генераторов и силовых судовых установок мощностью до 10 тыс. л. с. Предприятие также выпускает палубное оборудование, лебедки для плавсредств. Компания преимущественно работает в рамках государственного оборонного заказа.

"Полагаю, что в рамках конверсии, о которой много сейчас говорится, КМЗ разработал свой проект. Но считаю, что заниматься этим, не имея договоренностей о реализации новой продукции, нецелесообразно. Надеюсь, у предприятия есть или подписанные, или обсуждаемые договоры на поставку", — говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты Игорь Муравьев.

В Петербурге на воду спустили два патрульных катера "Раптор"

В Петербурге на воду спустили два патрульных катера "Раптор"

122

По его мнению, в первую очередь покупателями могут стать такие государственные структуры, как МЧС. "Частники все же предпочитают приобретать импортные суда такого типа", — говорит эксперт.

Он надеется, что в перспективе завод перейдет на использование своих, а не зарубежных двигателей. "Страна идет по пути снижения импортных закупок, особенно для государственных нужд, так что идея о собственном двигателе в общем здравая, — рассуждает Игорь Муравьев. — Но все будет зависеть от того, как поведут себя первые катера на воде, какие изменения в проект, возможно, потребуется внести. Ну и дальше необходимо максимально увеличивать в проекте долю российского оборудования".

Конкуренты, строящие подобные катера, у КМЗ есть, и очень сильные. Это иностранные компании, утверждает Муравьев. "Занять свою долю рынка КМЗ может помочь импортозамещение как некий политический фактор. Если удастся добиться приемлемой себестоимости, а качество окажется сопоставимым, проект будет востребован", — добавляет он.

Другой источник "ДП" в промышленной отрасли обращает внимание на то, что КМЗ специализируется на выпуске двигателей, и если завод сможет ставить их на свои катера, то тем самым расширит рынок сбыта. "Это нормальная бизнес–идея", — говорит он.

Собеседник также предполагает, что КМЗ претендует на нишу закупок для МЧС и других госорганов. "Вопрос обновления маломерного флота в этих организациях стоит достаточно остро. Во время пандемии многое импортное оборудование и запчасти застревали на границе, не поставлялись и т. д. Да и из–за слабеющего рубля обслуживать импортную технику госструктурам обходится все дороже. Поэтому появляется спрос на альтернативу", — рассуждает он.

Собеседник газеты также отмечает, что разработчик делает акцент на защитных функциях корпуса РК–700 при разрывах мин. "Наши внутренние воды давно разминированы, поэтому могу предположить, что у КМЗ есть амбиции по поставкам катера на Ближний Восток", — резюмирует он.

Производственная площадка КМЗ находится в поселке Назия Кировского района Ленобласти. Производство занимает около 30 тыс. м2. Мощности предприятия позволяют производить один катер РК–700 в неделю. По оценкам КМЗ, в его портфеле заказы на поставку более 40 катеров других проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 "Арктика").

По данным "Контур.Фокус", КМЗ принадлежит Тимуру Гарееву (52,5%), Михаилу Даниленко (30%), Александру Борисову (17,5%). В 2018 году (более поздних данных нет) выручка предприятия выросла на 63%, до 1,4 млрд рублей, чистая прибыль составила 86,6 млн.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама