Книги на лопате и переговоры в Zoom: антикризисные лайфхаки петербургского бизнеса

Автор фото: Коллаж Алены Марченко
Слева направо: Андрей Петухов, Платон Романов, Катя Смольникова.

Российская Торгово–промышленная палата прогнозирует, что около 3 млн предпринимателей будут вынуждены закрыть свое дело. "ДП" поговорил с представителями разных сфер бизнеса об особенностях их работы в пандемию.

Как выживает пиццерия

Открывшись в 2015 году, пиццерия "22 сантиметра" решила дать возможность петербуржцам попробовать настоящую неаполитанскую пиццу из дровяной печи без полета в Неаполь. Заведение сразу стало популярным, горожанам понравились домашний шарм неровной пиццы всегда одного диаметра, оригинальность начинок и демократичные цены. Сейчас бренд разросся до четырех точек в Петербурге и одной пиццерии в Москве.
Андрей Петухов совладелец "22 сантиметра":
"Мы предвидели ситуацию с закрытием ресторанов с конца февраля, когда стало понятно, что это серьезно затронет Европу. Поэтому формальное закрытие было даже благом, так как ровно в тот момент и наши сотрудники, и партнеры, и арендодатели осознали, насколько ситуация серьезна. Сначала мы законсервировали бизнес, выплатили все долги сотрудникам и поставщикам, заплатили отпускные сотрудникам за апрель, потому что думали, что доставка, как в некоторых других странах, будет запрещена. Но в середине апреля мы запустили и доставку. Мы подключились к одному крупному агрегатору–доставщику, но это практически ничего не принесло, 95% заказов доставляем сами.
В целом мы держимся, но у нас были четыре работающие пиццерии до карантина, а сейчас две работают на доставку и одна навынос. Поэтому объемы выручки до и после — несопоставимы. Основной вопрос — позиция арендодателей. Некоторые из них вошли в положение, понимая нашу ситуацию, и мы чрезвычайно благодарны им за это. Некоторые не сделали ни шагу навстречу. Ресторанный бизнес переживает карантин очень тяжело. Нам помогло то, что у нас было достаточно оборотного капитала, чтобы расплатиться с поставщиками и сотрудниками. Плюс — мы не закредитованы. Внутри бизнеса эта ситуация показала, конечно, что в первую очередь нужно иметь чуть большую подушку безопасности".

Как выживает книжный

Независимый книжный магазин "Фаренгейт 451" появился в 2014 году во дворе дома на улице Маяковского, а недавно засветился в новостях авангардным способом выдачи заказов, предлагая книги на лопате. Здесь можно найти как редкие книги, так и комиксы, как букинистику, так и новинки маленьких (и не очень) издательств. Книги здесь собраны и отобраны лично владельцами, а по выходным можно попасть на встречу с писателем или лекцию. "Фаренгейт 451" отлично показывает, что продавать книги — не единственное амплуа, в котором может существовать книжный магазин.
Платон Романов, основатель "Фаренгейт 451":
"Когда магазину пришлось закрыться, я был в недоумении. Аренду никто не отменял, как продавать книги, было непонятно. Поэтому мы решили работать как пункт выдачи заказов и выдавали книги через окно на лопате. Несколько раз в неделю проводили онлайн–встречи с писателями, интервью, лекции. Завели каналы на Youtube и “Яндекс.Дзен”, стали делать книжные обзоры. Но на одной лопате книг не продашь. Независимый книжный магазин не может существовать только онлайн, тут другая история. Сюда нужно прийти, покопаться в книгах, очень важная часть книжного магазина — общение.
Продажи во время самоизоляции упали на 60–70%. Сейчас, когда нам дали открыться, мы начали распродажу книг по 50–100 рублей. Людей стало заходить больше, и это понятно — люди изголодались по магазинам, устали сидеть дома.
Карантин дался нам очень тяжело, сейчас главное — не расслабляться. Мы открылись, но кризис не закончился, тяжелая ситуация затянется надолго".

Как выживает косметическое производство

Бренд "Самосвет" появился в Санкт–Петербурге в 2016 году, а за 2 года повысил свой оборот в 10 раз, стал продаваться в 33 городах России и Беларуси. А год назад открыл на Литейном проспекте первый магазин, выйдя из онлайна в офлайн.
Идея компании — минеральная декоративная и уходовая косметика из воска, масел и натуральных компонентов с упором на экологичность. "Самосвет" — бренд с чисто петербургским акцентом, оттенки продуктов тут не просто цвета, а запоминающиеся названия: "Рассветы белых ночей", "Сакура на Литейном", "Инженерный замок".
Катя Смольникова, создательница "Самосвета":
"Когда пришлось закрыть магазин, мне казалось, что в то время это было очень правильным решением. Вместе с тем мне было немного сложно, потому что было непонятно, как что повернется в новой реальности.
Мы начинали как онлайн–магазин, из–за этого нам не пришлось выстраивать удаленный формат работы с нуля, он у нас работал и до этого, то же самое и с доставкой, которая уже была налажена.
Одна из важных проблем, с которыми мы столкнулись, — перебои с поставками из Европы и Китая. Мы это поняли еще в марте, пришлось придумывать, как увеличить запасы на складе. В целом нам пришлось перестроиться на новый формат и темп работы, больше сил тратилось на обычные вещи, например обсуждения продукта, которые удобнее проводить лично, а приходилось в Zoom.
На удивление, люди стали заказывать больше, это было приятно, неожиданно, непрогнозируемо. Цифры продаж с февраля практически не отличаются. То есть из–за закрытия магазина мы не пострадали. Я думаю, что мы в “Самосвете” пережили карантин достойно, без потерь в команде и обороте, и это неплохой результат".