Горько всем: как свадебный рынок пережил испытание коронакризисом

Автор фото: Александр Рюмин/ТАСС

Количество регистрируемых браков в Петербурге резко снизилось. Временно "запрещенная" сфера держится за счет диверсификации.

Массовые мероприятия — под запретом, рестораны — под замком, примерки одежды и бьюти–услуги — под ограничениями: в этом году летний сезон свадеб — неудачник чуть ли не по всем фронтам. Смогут ли специалисты свадебной сферы пережить испытание коронакризисом? И когда громкое "горько" снова станет лишь традицией, а не лаконичным описанием положения дел?
Универсальный вопрос для установления контакта с фотографами и визажистами, декораторами и организаторами мероприятий: "Как дела с заказами на сезон?" — в этом году кажется если не издевательским, то по крайней мере наивным. Для многих таких сезонов всего два — новогодний и свадебный. И если у первого еще есть шансы "выстрелить", то второй с каждым днем сдвигается все сильнее.
Количество зарегистрированных браков в Петербурге резко сокращается. Апрель 2020–го просел по сравнению с тем же месяцем прошлого года с 2982 церемоний до 1581, а май — с 3038 до 1066.
Выводов–последствий два: с одной стороны — отсутствие работы "в моменте" для специалистов свадебной сферы, с другой — отложенный спрос и сдвиг дат от уже имеющихся клиентов. "У нас основная загруженность в этом году в августе и сентябре. Но есть и те, кто перенес торжества на тот же месяц, но в 2021–м", — говорят в студии декора и флористики Vue Decor.
Казалось бы, остается переждать и надеяться на возобновленный и даже приумноженный спрос. Но и здесь не без трудностей: так, агентствам по организации свадеб приходится не просто переносить мероприятия, а иметь дело с несговорчивыми подрядчиками, которые отказываются возвращать предоплату. Все из–за неопределенности. "С одной стороны, ты защищаешь клиента, с другой — понимаешь, что подрядчики не виноваты, а работать и “дружить” с ними нужно и дальше. Многие не смогли бы вернуть предоплату, поскольку уже ее потратили, поэтому предложили просто перенести дату торжества. Если бы никто не пошел на такие уступки, это могло бы привести к судебным тяжбам, где непонятно, кто прав, кто виноват", — говорит руководитель агентства NM weddings&events Наталья Мануковская.
Впрочем, по словам управляющего партнера экспертной группы VETA Ильи Жарского, увеличения числа исков в сфере организации свадеб ждать не стоит. "В подачу исков я не верю. Физические лица редко пользуются таким инструментом разрешения конфликтов, в том числе и потому, что необходимо финансировать эту процедуру. Все будет решаться переговорным путем", — уверен Илья Жарский.

Решение на выживание

Свадебные агентства, студии декора и флористики, банкетные залы, салоны платьев и костюмов, отдельные мастера (от фотографов до визажистов) стараются держаться на плаву всеми возможными способами. Среди них — развитие непрофильных услуг, скидки и акции, смягчение требований договоров. Так, чтобы сохранить штат и как можно скорее "забить" возможные окна в августе и сентябре, площадки для банкетов начинают идти на уступки клиентам: снижать размер депозитов. "Если раньше в ресторанах повсеместно были депозиты на 200–250 тыс. рублей, то сейчас площадки будут закрываться под мероприятия и за 100–150 тыс.", — прогнозирует руководитель проектов в Black&White Event Consult Ирина Беляева.
Совсем скоро агентствам по организации свадеб придется привыкнуть к оперативной работе и запросам на быструю подготовку торжеств. До пандемии такие случаи были единичными, но сейчас станут встречаться куда чаще. "Огромный спрос на осенние свадьбы появится, когда уже точно снимут все ограничения. Это будет формат экспресс–подготовки: торжества, организованные за месяц и меньше", — отмечает переориентацию рынка руководитель свадебного агентства "Будьте Счастливы" Ксения Годунова. При этом доходы "свадебных специалистов" — в первую очередь занятых в банкетных залах и ресторанах — сократятся по крайней мере арифметически. Все это — последствия еще одного вынужденного тренда: отказа от пышных торжеств в пользу вечеров с небольшим количеством гостей. Тенденция проявится в первую очередь не из–за сокращения бюджетов, а из–за обеспокоенности молодоженов и гостей: как бы кого не заразить.
"В приоритете будут камерные, “лесные” и загородные свадьбы с 25–30 гостями. Хотя раньше в среднем на торжество приглашали 50–60 человек, да еще и закладывали трансфер. Сейчас можно будет сделать упор на декор, а не на программу. Конечно, сократятся траты на банкетную часть", — прогнозирует Наталья Мануковская.
Еще один способ сохранить сотрудников и привлечь клиентов — переход к непрофильным услугам. Так, в бренде свадебных платьев YOO STUDIO временно перешли к пошиву декорированных тканевых масок (как раз для разрешенных в ЗАГСах росписей для двоих), а во Флористическом ателье Ирины Садовниковой запустили направление по работе с воздушными шарами — сейчас заказов стало уже больше.
"Конечно, мы — пострадавшая сфера: весь рынок замер. Но я наблюдаю, как многие смогли быстро сориентироваться: кто–то отказался от складов и продал оборудование, кто–то перестал снимать офисы. Я не думаю, что после кризиса произойдет серьезный спад. В конце концов, у многих просто нет другой профессии, нет вариантов не вернуться снова в строй", — говорит Ксения Годунова.

Сарафанный спрос

И, хотя пока специалистам в свадебной сфере удается сохранить работу себе и сотрудникам, многие сходятся во мнении: сейчас не лучшее время для соискателей, которые надеялись на место в профильных агентствах или банкетных залах.
Агрегаторы вакансий вовсе утверждают, что удачного времени для поиска работы у потенциальных "свадебников" никогда и не было. Во многом это связано с тем, что обычно таких работников ищут по знакомству: свадебные агентства в основном находят всех в социальных сетях или через других знакомых специалистов.
Подтверждают мнение и в hh.ru: если "свадебные" вакансии и найдутся, то будут аккумулироваться в профобласти "Искусство, развлечения, массмедиа", где сохраняется один из самых высоких показателей уровня конкуренции в городе. В мае на одну вакансию в среднем приходилось 30 резюме, что выше нормы в 5 раз.
Годом ранее на одно вакантное место в это же время претендовали 11 кандидатов.
И все же большинство специалистов, по всей видимости, поняли специфику и решили развиваться самостоятельно — надеясь на сарафанное радио и соцсети. Такая тактика оказалась эффективной и в нестабильный летний свадебный "несезон".
"У тех фотографов, кто не просто сидел на карантине, а работал — развивал Instagram и другие соцсети, — свадьбы остались. Сейчас все входит в привычное русло: съемок становится больше", — говорит фотограф Ольга Муратова.
Усиливать онлайн решили и в свадебном бренде Qieva Fashion. Пока одни дизайнеры сетовали на невозможность дистанционной подгонки платьев и костюмов, другие принялись развивать систему заказов и онлайн–примерок.
"За время пандемии у нас произошла частичная переориентация на онлайн–заказы. Когда началась изоляция и заказы остановились, некоторые страны понемногу стали выходить из нее — оттуда и пошли запросы. Мы усовершенствовали систему дистанционных заказов, доработали лекала, и теперь заказать платье онлайн так же просто, понятно и безопасно, как если бы невеста приехала к нам лично", — говорит дизайнер бренда Анна Акопова.

Маски, перчатки и яхты

В целом, по признанию игроков свадебного рынка, по своей воле молодожены не хотят уменьшать бюджеты даже сейчас.
По словам руководителя проектов в Black&White Event Consult Ирины Беляевой, раньше масштабное торжество в среднем обходилось парам в 700 тыс. — 1 млн рублей. Сейчас ситуация глобально не изменилась: те, кто был готов потратиться на пышный праздник, не хотят соглашаться на меньшее. У тех же, кто изначально собирался устроить камерное торжество, появился шанс сэкономить еще сильнее.
"Бюджет урезается не по желанию молодоженов. Если отменяется ресторан, тогда не будет и съемки в нем. Новые же пары не просят скидок даже из–за сложившейся ситуации. Кризис особо не ощущается: молодоженов скорее интересует, когда разрешат банкеты", — объясняет свадебный фотограф Юрий Гусев. Кто–то старается провести свадьбы и сейчас, казалось бы, в самое неблагоприятное для этого время.
"Те, кто этим летом делает свадьбы “на двоих” или на несколько человек, могут заказать яхту с оформлением и фуршетом. Спросом пользуются красивые отельные номера, где можно собрать 10–15 человек. Есть и лофты, художественные школы, где раньше можно было рисовать, а теперь — собраться на совсем небольшое мероприятие", — перечисляет возможные варианты Ирина Беляева.
Для тех же, кто в нестабильное время захочет максимально сэкономить на свадьбе, петербургские предприниматели предлагают рациональное решение: взять свадебное платье в аренду. По словам работников сферы, именно эту услугу сейчас может ждать не просадка, а, наоборот, взлет.
"В кризис девушки оценили преимущества аренды свадебных платьев. Кого–то вынудила ситуация, кто–то сразу обратился к нам, но все остались довольны. Так можно сократить свадебный бюджет и избавиться от проблем с химчисткой и хранением платья", — говорит руководитель сервиса аренды платьев "Dress Bar Шкаф" Ксения Григорьева.
Для кого–то коронакризис вовсе оказался возможностью пополнить портфолио работами "в духе времени" и тем самым лишь развить свое дело.
"Любая нестандартная ситуация на свадьбе — это здорово. Да, классические фото обязательно должны быть у каждой пары: именно их распечатывают родители и ставят в рамочку. Но через 10–20 лет сегодняшние молодожены будут вспоминать именно эмоциональные моменты, когда что–то пошло не так. И регистрация брака в масках и перчатках — это один из таких моментов. Это дико, но весело. И мои пары не переживают по этому поводу!" — делится опытом свадебный фотограф Андрей Базанов.
Одни специалисты свадебной сферы — преимущественно владельцы и работники ресторанов — просто надеются на снятие ограничений и скрещивают пальцы в ожидании перенесенных торжеств. Другие — свадебные агентства — вовсю занимаются "траблшутингом" и становятся "мировыми судьями" в спорах с подрядчиками и клиентами. Третьи вовсе понемногу начинают возвращаться к работе: фотографы — снимать пары после "росписи на двоих", визажисты — делать репетиционный макияж, дизайнеры — открывать свои свадебные салоны.
И хотя полностью сфера восстановится не сразу, а в ресторанах поначалу будут просить надевать маски и перчатки (что вряд ли устроит молодоженов и приведет к новой волне переносов торжественных дат), специалисты хором утверждают: люди не перестанут жениться. А значит, и работа для профессионалов из свадебной сферы найдется всегда — даже в локдаун.
Организация свадеб — специфичное направление экономической деятельности. Его развитие целиком зависит от восстановления спроса. Пандемия оказывает влияние и на организации, работающие в тени, и на официальную экономику: все в равной степени испытывают проблемы. Но сказать, что пандемия и следующий за ней кризис вызовут расширение теневой деятельности, нельзя. Государство активно ограничивает эту возможность, но при этом создает условия для выхода из тени: закон о самозанятых, который по своим условиям весьма лоялен, должен привлекать граждан. Поэтому если в ближайшее время мы и увидим переток работников, занятых на малых предприятиях в сфере организации свадеб, то скорее специалисты перейдут к самостоятельной занятости. Сфера может сильно дробиться, но не уходить в тень еще больше. Кто–то, может, и работает по серым схемам, но в этом случае все зависит от знакомства с заказчиком: обычно предпочтение отдается все же письменной, а не устной договоренности.
Андрей Покида
Директор центра социально–политического мониторинга института общественных наук РАНХиГС
Кризис в нашей сфере ощущается очень остро. Пока ограничения продлевают. А свадьба не то мероприятие, которое можно организовать за недельку. Соответственно, все весенние и июньские свадьбы уже перенесли либо на конец лета, либо на осень. У меня есть примеры переноса даже на следующий год, когда ситуация будет стабильна. Скидки обычно не просят. Мы свой труд ценим, да и стоимость материалов не снизилась, а в некоторых случаях даже наоборот. Те, у кого бюджет на праздник сократился в связи с ситуацией, просто уменьшают количество позиций в смете или вовсе делают выбор в пользу уютных камерных свадеб. Однозначно именно сейчас самое благоприятное время для того, чтобы обратиться к подрядчикам для организации осенних, зимних и даже весенних свадеб. И я имею в виду всех специалистов, не только декораторов и флористов. Практика "раннего бронирования" была актуальна во все времена, а сейчас особенно. У специалистов и времени гораздо больше, и творческой силы накопилось предостаточно, и предложения могут быть более симпатичные.
Екатерина Озерова
Руководитель студии флористики и декора Klukva
Всегда есть заказчики, которые посреди сезона, когда уже все занято, спрашивают: как это вы не делаете скидки на субботы августа? Такие есть каждый год, но сейчас не вижу, чтобы скидки просили массово. Молодожены стали звать меньше гостей, возникают проблемы с приезжими приглашенными. В конце июня у нас должна была быть свадьба на 120 человек, а в итоге получится только на 20. После кризиса расценки если и изменятся, то в лучшую для заказчиков сторону: банкетные залы простаивают третий месяц, поэтому, думаю, будут предлагать подарки и снижение стоимости аренды, чтобы посадить как можно больше клиентов. При этом запросов на зиму пока нет вообще. Зимние и межсезонные свадьбы иногда делаются и за месяц. Сейчас чаще встречаются срочные вопросы: если у молодоженов отменился банкетный зал, они начинают обзванивать всех подряд, чтобы узнать, не смогут ли провести им свадьбу подпольно. Мы не проводим: честно ждем открытия кафе и ресторанов с летними террасами.
Наталия Панкова
Руководитель банкетной службы Event Loft