Фёдор Вессарт Все статьи автора
17 июня 2020, 18:39 6445

Маски сброшены: почему не сложилось у петербургского метро и вендинга

Фото: "Вендэкс ритейл"

В мае в метро Петербурга впервые установили вендинговые автоматы — эксперимент казался сверхлогичным, учитывая предписание властей запасаться средствами индивидуальной защиты и при этом по возможности не посещать магазины. Однако заключённый на месяц договор с тремя компаниями, установившими оборудование в подземке, метрополитен продлевать не стал, а историей заинтересовалась ФАС. Почему вышло именно так, разбирался "ДП".

Автоматы по продаже масок исчезнут из метро Петербурга до конца недели

Автоматы по продаже масок исчезнут из метро Петербурга до конца недели

269

Молниеносный контракт

О том, что метрополитен ищет компании, которые могли бы установить в вестибюлях станций аппараты по продаже медицинских масок и перчаток, петербургский бизнес узнал в начале мая. По словам директора по развитию компании "Вендэкс Ритэйл" Игоря Быстрова, всё произошло в "экстремальные сроки": контракт был заключён с теми компаниями, которые отреагировали первыми.

"Конкурса не было ввиду кратчайших сроков, запрос предложений был размещён всего за несколько дней до установки. Всё произошло молниеносно. Именно поэтому появились три компании: фактически, кто первый заявился, тот и выполнил работу", — рассказал собеседник "ДП".

Помимо "Вендэкс Ритэйл", свои автоматы в метро разместили компании Uvenco и "Вендинг С". При этом конкурс по выбору исполнителей контракта не проводился — этим обстоятельством, как стало известно 17 июня, заинтересовалось петербургское управление антимонопольной службы.

"Мы отреагировали на потребность города, подписали краткосрочный контракт. Думаю, что в метрополитене прекрасно понимали, какой договор они могут подписать без проведения конкурсной процедуры. Все требования по удержанию цены мы также выполнили", — объясняет Игорь Быстров.

В метрополитене, по данным "Ъ", вообще уверены, что торги для заключения договоров на размещение оборудования заключать не надо, в подземке также указывают на то, что документы подписывались по указанию комитета по промышленной политике, а их правомерность подтвердили в КИО.

В Смольном отмечают, что вся информация о сборе предложений была размещена на портале "Центр развития и поддержки предпринимательства", то есть право отреагировать на предложение было у всех.

Новая реальность: как петербуржцы подчинились масочно-перчаточным ограничениям

Новая реальность: как петербуржцы подчинились масочно-перчаточным ограничениям

94843
Антон Тарануха

Сдержали цену

Скорость, с которой заключили контракт и от этапа планирования перешли к установке аппаратов, в некотором смысле удивила и самих бизнесменов.

"Это было так быстро, что мы не смогли по приемлемым ценам организовать поставки товаров. Просто невозможно так быстро найти поставщика, который готов в столь сжатые сроки поставить товар по приемлемой стоимости. В результате в начале цена была довольно высокая, фактически себестоимость комплекта была для нас выше, чем его стоимость на полке..." — говорит Игорь Быстров.

"Вендэкс Ритэйл" установил в метро 21 вендинговый аппарат со средствами индивидуальной защиты. Высокий спрос, отмечают в компании, наблюдался совсем недолго: убедившись, что за отсутствие масок почти не наказывают, петербуржцы перестали скупать СИЗ (как и строго соблюдать самоизоляцию в принципе).

"Первые 3 недели фактически работали в убыток, падал спрос, но снижалась и себестоимость продукта. К тому же начали снижаться цены на маски в городе, они появились в аптеках, в гипермаркетах. То есть получается, что спрос был высоким, когда и закупочная цена у нас была высокой", — объясняет директор по развитию "Вендэкс Ритэйл".

При этом по договорённости с городом продавать маски компания должна была по низкой фиксированной цене. Собеседник "ДП" подчеркивает, что выйти на работу с "наценкой", позволяющей покрывать предыдущие затраты, компании удалось только к концу контракта.

"В итоге все обязательства исполнили. И цену сдержали, хотя это в первое время принесло убытки", — добавляет Быстров.

Нелогичный итог

Сообщения СМИ о том, что за время работы (с 12 мая по 12 июня) выручка в вендинговых аппаратах в метро Петербурга составила 600 тыс. рублей, директор "Вендэкс Ритэйл" называет полной ерундой. Такую же характеристику Игорь Быстров даёт и заявлениям, что в "Первой полосе" за 2 дня продаётся столько же средств защиты, сколько было реализовано через автоматы за месяц.

Бизнес был заинтересован в продолжении сотрудничества, в "Вендэкс Ритэйл" предложили пролонгировать договор, несмотря на падение спроса, а также были готовы установить больше аппаратов и снизить цены на СИЗ, но в ГУП "Петербургский метрополитен" решили иначе. Как итог, история с вендинговыми аппаратами в метро закончилась ровно тогда, когда стала экономически выгодной. По данным "ДП", предложения об установке автоматов в метро бизнес неоднократно направлял и до пандемии COVID-19.

"В принципе, всё логично. Первое время был дефицит, люди ходили в метро специально, чтобы покупать маски. Затем дефицит исчез, теперь они везде... Но, с другой стороны, вендинг в условиях пандемии просто незаменим. Вендинг — это безопасный и бесконтактный способ приобрести товар с использованием безналичной оплаты. Наша компания на протяжении 20 лет работы неоднократно делала предложения [по установке аппаратов], но не было ни интереса, ни предложений, ни конкурсов. Якобы у них нет потребности", — резюмировал собеседник "ДП".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама