Дарья Зайцева, Анна Серпер Все статьи автора
3 июня 2020, 12:01 7084

Без офлайна никуда: как интернет-магазины в России пережили самоизоляцию

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Рост онлайн–продаж не компенсировал потери от закрытия офлайновых магазинов. Теперь отрасль столкнулась с очередной проблемой — сокращением доходов покупателей.

Маркетплейсы и интернет–магазины за период самоизоляции россиян добились троекратного роста числа заказов, увеличения прибыли и аудитории. В Wildberries сообщили, что в апреле продажи на этой платформе в штуках выросли на 180% год к году, а за 3,5 недели мая — на 252%. В марте количество новых пользователей интернет–магазина Lamoda в Москве удвоилось по сравнению с февралем, а в других регионах России — выросло в 1,5 раза.

И немедленно выполнил: антивирусные требования для ретейла почти нереализуемы

И немедленно выполнил: антивирусные требования для ретейла почти нереализуемы

13963
Оксана Цветкова

Как отмечает управляющий партнер аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин, онлайн–сервисы активно развивались и до карантина: "На графике запросов в Wordstat “Яндекса” хорошо видно, что тренд в 2020–м резко усилился, темпы возросли, но кривая количества запросов ползла вверх с весны 2019 года". Карантин в этом смысле, по мнению Галкина, случился "вовремя": он пришелся на период, когда развитие онлайн–рынка во многом смогло покрыть базовые потребности в дистанционных сервисах покупок.

Эксперты отметили, что во время действия ограничений многие потребители совершили покупки в интернете впервые.

Руководитель службы аналитики группы компаний "Яндекс.Маркет" Владислав Исмагилов рассказал "ДП", что аудитория онлайн–торговли в апреле была на 40% больше, чем в январе. Сильнее всего она выросла среди молодежи, впрочем, положительная динамика отмечалась и в более возрастных категориях. "Многие из этих людей получили новый опыт и в будущем смогут использовать интернет в том числе и для повседневных покупок", — прокомментировал эксперт.

Примечательно, что лидером среди федеральных округов по приросту посетителей сайтов интернет–магазинов стал Северо–Западный с показателем 47%.

Однако период бурного роста онлайн–торговли, похоже, заканчивается. После нерабочих недель у людей начали заканчиваться накопления, а доходы — снижаться. В итоге граждане начали экономить, откладывать покупки (в первую очередь дорогостоящие) на будущее.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что ретейлеры уже обратили внимание на снижение суммы среднего чека. Причем этот тренд отмечается как в сегменте покупок продуктов питания и медицинских товаров, так и в одежде и технике (включая мобильные устройства связи). "Поведение наших граждан меняется: во–первых, они стараются покупать самые необходимые товары, во–вторых, переходят на приобретение товаров из низких ценовых категорий. По опросам торговых сетей, россияне стали тщательнее планировать любые покупки, а дорогостоящие приобретения откладывать на неопределенное время", — добавил эксперт.

Розница обречена на рост. Ретейлеры предупредили о росте цен на электронику и бытовую технику

Розница обречена на рост. Ретейлеры предупредили о росте цен на электронику и бытовую технику

523
Анна Серпер, Дарья Зайцева

Кроме того, невозможность оплаты наличными и закрытие примерочных в ряде пунктов выдачи заказов привело к тому, что граждане отказываются от покупок: в среднем продажи снизились на 15% по сравнению с прогнозом.

По мнению Дмитрия Галкина, тренд на экономию сохранится и после снятия ограничений, вызванных пандемией коронавируса.

Эмоции — двигатель торговли

Уход в онлайн не позволил магазинам сохранить выручку на докризисном уровне.

"В каждом виде ретейла есть доля покупателей, которые, лишившись возможности покупать офлайн, так и не перешли в онлайн. Новая аудитория, пришедшая в онлайн, вряд ли сможет компенсировать эту потерю. Это тем более маловероятно на фоне снижения доходов", — отмечает Галкин.

Данную тенденцию подтверждают итоги работы во время ограничений парфюмерно–косметической сети "Рив Гош". Продажи их интернет–магазина за апрель–май этого года выросли втрое, а средний чек увеличился на 53%. Но активный рост доли онлайн–продаж не компенсировал существенного снижения продаж в рознице. В компании отмечают, что магазины, работая как пункты выдачи заказов, приносят не более 20% своей стандартной выручки.

"Онлайн–продажи не способны полностью заменить людям поход в магазин. Для большинства клиентов посещение торгового центра — это возможность исследовать ассортимент и найти для себя что–то новое. Такой поиск подразумевает свободу перемещения по залу и возможность попробовать все новинки продаж. По итогам апреля–июня мы прогнозируем убыток, но надеемся, что постепенно спрос начнет восстанавливаться. И не столько за счет увеличения онлайн–продаж, сколько за счет снятия ограничений и открытия розничных магазинов", — рассказывают в пресс–службе "Рив Гош".

Вечный онлайн

Дмитрий Галкин считает, что после открытия магазинов доля онлайн–продаж несколько сократится, так как накопившийся отложенный спрос офлайн–торговли получит шанс реализоваться.

"Но в долгосрочной перспективе тренды, сформированные пандемией, будут только укрепляться. Доверие к онлайн–сервисам окрепло, ими стали пользоваться и те, кто раньше не был поклонником виртуальных покупок. Теперь многие убедились, что такой способ удобен", — говорит эксперт.

Изменение покупательской стратегии в сторону совершения большего числа онлайн–покупок — признак приближающейся новой реальности, в которой розничные онлайн–продажи будут занимать около четверти рынка.

Онлайн–покупки становятся частью привычного поведения пользователей, и мы ожидаем, что после отмены самоизоляции многие люди сохранят привычку покупать онлайн. Среди наших новых пользователей гораздо выше процент мужчин. Возможно, это связано с тем, что в обычное время они предпочитают приобретать одежду и обувь в офлайне. Так что популярная модель потребительского поведения, когда женщины покупают онлайн одежду для всей семьи, в том числе для мужа, несколько отступает. Сейчас мы видим, что мужчины сами активно осваивают покупку одежды и обуви в интернете.
Александра Артюшкина
Александра Артюшкина
управляющий коммерческий директор Lamoda
Самоизоляция вынудила всех полностью перевести свою жизнь в онлайн и приспособиться к новым форматам покупок. Вероятно, даже после снятия ограничительных мер онлайн–шопинг останется неотъемлемой частью жизни тех, кто раньше боялся или не хотел разбираться в этом процессе. Однако, когда большая часть последствий пандемии сойдет на нет и торговые центры и магазины откроют двери для покупателей, многие вернутся к шопингу офлайн — просто потому, что соскучились по живому общению и возможности потрогать вещи перед покупкой.
Илья Кретов
Илья Кретов
генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама