Ученые СПбГАСУ изучают градоформирующую роль храмового зодчества

Храмы всех конфессии служили в Санкт-Петербурге и его окрестностях как важнейшими символическими и семантическими центрами, так и важнейшими вертикальными доминантами и центрами концентрации визуальных взаимодействий. Ученые СПбГАСУ изучают градоформирующую роль храмов, в этом исследовании сделан ряд важных открытий.
По словам доктора архитектуры, профессора, заведующего кафедрой архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ С. В. Семенцова, в научной работе определен неразделимый пространственный ареал сезонной (зимне-летней) жизни петербуржцев, в границах которого постепенно было сформировано единство размещения православных храмов: включая сам Санкт-Петербург, его пригородные участки, а также ближайшие к городу территории уездов с городами Придворного ведомства: Гатчиной, Красным Селом, Павловском, Петергофом, Ораниенбаумом, Стрельной, Царским Селом. Всего в этой единой столичной функциональной зоне выявлено 987 соборов, церквей, часовен и киотов, в т.ч. в самом Санкт-Петербурге – 676 храмов. В предыдущих исследованиях назывались немного другие цифры – не более 300 – 450 храмов.
– К началу XX века на изучаемых территориях действовали православные храмы разных планировочных, композиционных и стилевых решений, построенные по проектам сотен специалистов. И если до середины XVIII в. авторами проектов были почти всегда выпускники ИАХ (Императорской Академии Художеств) то во второй половине XIX - начале XX вв. подавляющее число реализованных проектов исполнили выпускники ИГИ (Института гражданских инженеров, ныне СПбГАСУ, – отмечает С. В. Семенцов.
По словам исследователя, принципы осознанного создания храмовой силуэтности Санкт-Петербурга были иными, чем процессы "формирования просто силуэта". Они учитывали не только восприятие по главным и второстепенным композиционным осям и полям восприятия, не только формирование многослойности воспринимаемых храмов-доминант, но и силуэтности разных типов восприятия – от дальних (через ландшафты и городскую ткань, на различных высотных уровнях), до ближних (по высоте зрения человека-пешехода). И здесь удалось выявить 6 таких классов доминант: доминанты губернского значения, доминанты регионального значения, доминанты городского значения, доминанты районного значения, доминанты местного значения, локальные доминанты. Рассмотрены также масштабы разрушений и утрат в православном храмовом зодчестве и, в целом, в пространственной системе вертикальных доминант Санкт-Петербурга и окрестностей.
Елена Шульгина