Рафаэль Даянов о том, что можно восстановить

руководитель архитектурного бюро "Литейная часть–91"

Рассуждая о восстановлении чего–либо из прошлого, прежде всего думаешь об утраченных градостроительных доминантах, которые формировали открытые городские пространства, будь то силуэт набережных или особая аура площадей и улиц.
Знаковое место — Сенная площадь. Храм Всемилостивого Спаса на Сенной был первым на въезде в столицу и во многом формировал характер новых ее жителей, являясь воротами в столичную жизнь. Сегодня храма нет, нет и площади, есть транспортный узел. Храм этот рушили на моей памяти, мне тогда 11 лет было. Кроме храма были еще липы, посаженные после войны.
Для исторических городов привлекательнее всего объекты, являвшиеся ключевыми при развитии города, и этот храм — один из таких. Уверен, что его восстановление хотя бы частично возвратит месту исторический характер.
Надо назвать и другие важные доминанты: Борисоглебский собор на Синопской набережной, Благовещенский на площади Труда, Св. Мирона на Обводном канале, Вознесенский на Загородном. И тут вспоминается, как засыпали Введенский канал. Вдоль него был замечательный сквер. Очень хорошо помню деревянные ограждения канала и огромные деревья, кажется тополя. Проход по одной его стороне был почему–то закрыт. А с другой стороны, вдоль ограды Военно–медицинской академии, был этот сквер. Сейчас же там только магистраль. Ее можно было бы прекрасно сочетать с восстановленным сквером.
Давайте вернем то, что уже существовало. Это можно было бы сделать вместе с реновацией всего района вокруг Витебского вокзала, и здесь есть место вышеупомянутым доминантам, которые как раз находились рядом. Восстанавливать сам канал смысла, наверное, нет. В отличие от ситуации на Тучковом буяне. Вспомним Ватный остров: протоки возле него были засыпаны только в 1960–е годы. Проспект Добролюбова когда–то был набережной. Сейчас проводится конкурс на проект реконструкции этого места. И жаль, что никто о протоках не вспомнил. Там, наверное, теперь будет "парк на гараже".
Не все, что было в советских генеральных планах, заслуживало реализации. Но если бы этим планам следовали (а они опубликованы, и все специалисты их хорошо знают), не появились бы такие странные объекты, как жилые высотки на подъезде к площади Конституции со стороны Московской площади. Ведь старые генпланы были проработаны очень серьезно, и у их авторов надо было бы поучиться. Но, к сожалению, поезд ушел: наломали столько дров, что говорить уже не о чем.