Дарья Кильцова Все статьи автора
26 мая 2020, 11:15 14690

"Сталин за такое в лагеря отправлял": в Ленобласти разгорелся спор из-за карьеров

Фото: Сергей Вдовин

Власти Ленобласти дали владельцам карьеров и перевозчикам новый повод спорить, кто должен отвечать за перегруз.

Для обеспечения сохранности дорог дорожный комитет Ленобласти разработал проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 21 закона “О недрах”" и направил его в региональный ЗакС. Который теперь должен инициировать обсуждение в Госдуме.

Прикормленное место. В Ленобласти придумали способ борьбы с владельцами "вредных" карьеров

Прикормленное место. В Ленобласти придумали способ борьбы с владельцами "вредных" карьеров

1991
Дарья Кильцова

Областные власти предлагают обязать недропользователей (в частности, владельцев карьеров), которые добывают полезные ископаемые, взвешивать грузовики перед выездом со своей территории. За нарушение — досрочно прекращать или приостанавливать лицензию на использование недр, поясняют в дорожном комитете Ленобласти. Сейчас по закону эта функция возложена на грузоотправителей (карьеры), однако санкций за ее неисполнение не предусмотрено. Эксперты отмечают, что грузоотправителем чаще всего выступает фирма–прослойка, связанная с карьером, а не сам недропользователь. По факту никто ответственности не несет, если только перевозчика не поймают с перегрузом на дороге.

Спор хозяйствующих субъектов

Аналогичные поправки находятся в Госдуме еще с 2018 года. Их направляла ассоциация "Грузавтотранс", но до сих пор никаких решений не принято. Президент ассоциации Владимир Матягин уверен, что к этому приложили руку крупные игроки рынка.

"Когда владельцы карьеров узнали, что мы инициировали поправки в законопроект о недрах, они за счет весомого административного ресурса нивелировали нашу работу. Поскольку эту проблему хотят просто заболтать, мы подключили Следственный комитет РФ. За это время вскрылись коррупционные скандалы с участием представителей ГИБДД, и, так как наши факты подтверждаются, СК прислушивается к нашему мнению. В апреле стало известно, что наши предложения по поправкам в закон “О недрах” СК направил в Совфед", — рассказал "ДП" Владимир Матягин.

Спор о том, кто виноват в перегрузе — перевозчик или карьер, идет много лет. Первые хотят, чтобы ответственность была возложена как на лицензедержателей (карьеры), так и на грузополучателей. "Имея деньги, грузополучатели стимулируют карьеры наполнять машины с перегрузом, отправлять товар дешевле. Карьеры, пользуясь тем, что у них есть товар, а перевозчиков очень много, вынуждают возить с перегрузом. Поправки позволят нормализовать ситуацию", — отметил он.

Недропользователи, наоборот, винят в перегрузе самих перевозчиков. "Вся ответственность на перевозчике, а не на недропользователе. Сколько перевозчик говорит, столько ему и грузят. Недропользователь здесь ни при чем. Перевозчику невыгодно везти полмашины, а карьеру все равно", — прокомментировал "ДП" генеральный директор ООО "ПГМ–Строй" Алексей Копанев.

Сталин бы 15 лет дал

Мораторий на песчаные карьеры. Власти Ленобласти меняют правила добычи полезных ископаемых

Мораторий на песчаные карьеры. Власти Ленобласти меняют правила добычи полезных ископаемых

2764
Екатерина Фомичева

К инициативе обязать карьеры ставить весы он относится крайне отрицательно, поскольку проблему это не решит. "Полный бред, негодяйство и вредительство для отрасли. Сталин за такие вещи в лагеря отправлял на 15 лет. Сколько уже совещаний было на эту тему, но никто ничего не решил. Нужно менять законодательную базу. Все используют тонары, которые созданы возить по 30 кубов, а не по 15. Запретите тогда тонары (прицепы повышенной грузоподъемности. — Ред.) к ввозу в Россию, не давайте на них сертификат. Плюс работают все по базе 1977 года, по нормам, которые тогда были приняты, в том числе по нагрузкам на ось. Меняйте их!" — говорит Копанев.

Бизнесмен также отмечает, что необходимо пересмотреть сметы на государственном уровне. Сейчас в них заложена цена материала, если он едет тонаром в 30–кубовом варианте. А если прицеп повезет 15 кубов, то цена возрастет ровно в 2 раза. "3/4 цены материала — это расходы на перевозку. Мы продаем песок по 180–200 рублей, а в городе он уже стоит 500. При чем тут карьеры? Сейчас обяжут весы всех купить, сертифицировать, на лапу дать", — негодует Алексей Копанев.

Впишите в лицензию

Матягин полагает, что на региональном уровне исправить ситуацию можно быстрее, чем на федеральном. Со всеми лицензедержателями заключаются соглашения, в которых прописаны условия работы. Перевозчики предлагают вписать в такие соглашения то же, что и в федеральный закон "О недрах": лицензедержатель обязан обеспечить выпуск транспортных средств на дороги общего пользования с соблюдением законодательства в части весогабаритного контроля. На карьерах должны быть весы по общей массе и осевой нагрузке. Такие правила действуют в Калининградской области, отмечает Матягин, адресуя свое предложение комитету по природным ресурсам, который выдает лицензии.

Председатель комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов полагает, что вписывать в лицензию требование о необходимости "весов или иных чаяний других ведомств смысла нет, тем более данный документ обосновывается именно законом “О недрах”". "Если бы можно было ситуацию решить более простым способом и он имел бы действенность, такое решение было бы уже принято", — прокомментировал Немчинов "ДП".

В дорожном комитете Ленобласти полагают, что быстрее всего будет действовать самим, пока вопрос решается на законодательном уровне. Поэтому с этого года на региональных трассах вводится круглогодичный весовой контроль.

"Проводить весовой контроль будут районные ДРСУ, которые работают на госконтрактах с “Ленавтодором”. Помогать нам ставить большегрузы на весы будет СЗМУГАДН (подразделение Ространснадзора. — Ред.). Только постоянным контролем мы сможем сохранить покрытие наших дорог, которое сейчас методично уничтожается перегруженными машинами, в том числе объезжающими федеральные трассы, чтобы не платить за “Платон”", — пояснил глава комитета Денис Седов.

Засады не удались

Напомним: ранее рядом с карьерами, владельцы которых строят незаконные съезды, дорожники решили установить знаки ограничения предельной нагрузки на ось в 5 т, а информацию о местах весовых ограничений передать в ГИБДД для организации дежурства экипажей по маршрутам выезда большегрузов из карьеров. Всё было сделано, однако ГИБДД инициативу не проявляет.

При этом на региональных дорогах Ленобласти появятся и автоматизированные весы, "защитный купол" выстроится с севера от Санкт–Петербурга.

Первые три поста в этом году появятся на трассах Санкт–Петербург — Запорожское — Приозерск, Огоньки — Стрельцово — Толоконниково (дублер федеральной трассы А–181 "Скандинавия") и Осиновая Роща — Магистральная. Еще четыре АПВГК предполагается поставить на Токсовском шоссе, Дороге жизни, трассе Зеленогорск — Приморск — Выборг и Голубые озера — Поляны в Выборгском районе.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама