Трудности нового бытия

В первый нерабочий месяц на рынке жилья зафиксировано беспрецедентное падение продаж

По подсчетам "Бронка Девелопмент", в апреле в среднем по рынку первичной недвижимости объем продаж снизился на 30%.
Негативное влияние на статистику сделок оказал переход в формат онлайн–продаж, к которому рынок оказался не готов как психологически, так и технически. "Приобретение квартиры для собственного проживания — это сложная, крупная для людей сделка. Многие меняют жилье не чаще двух раз за всю жизнь. И, естественно, часть покупателей хочет до сделки познакомиться с комплексом вживую, поговорить с жителями соседних домов. Многие наши клиенты откладывают подписание договоров до завершения режима ограничений", — поясняет Наталья Козлова, коммерческий директор проекта Royal Park.
Практика показала, что в электронном виде можно зарегистрировать только 65% договоров. "В остальных случаях дистанционное оформление невозможно по ряду причин. Не все банки работают с электронными документами, да и программное обеспечение не охватывает все варианты сделок. В итоге 35–40% договоров не заключаются по техническим причинам. У клиентов заканчиваются сроки согласования ипотеки, средства не поступают на счета девелоперов", — рассказывает Мария Черная, генеральный директор ООО "Бонава Санкт–Петербург".
Значительный пласт покупателей занял выжидательную позицию. "Сегодня строительные компании предлагают скидки в среднем от 5 до 15% и более гибкие программы с рассрочкой платежа до одного года с сохранением цены как при 100%–ной оплате. На мой взгляд, это предельный уровень дисконта, который могут дать в ближайшее время застройщики", — считает Мария Ковалева, директор дирекции по развитию и управлению недвижимостью "Бронка Девелопмент". Еще одной негативной причиной эксперты называют изменение требований покупателей к базовым функциям жилых объектов, а также рекреационным зонам и придомовым территориям, которое произошло во время вынужденной самоизоляции. Но рынок пока не успел отреагировать на новый запрос.
Например, перейдя на удаленную работу, многие остро ощутили нехватку дополнительных помещений, где можно было бы разместить рабочий кабинет или просто уединиться и отдохнуть от домочадцев. Мода на различные оpen space, пик популярности которых пришелся на конец нулевых, окончательно уйдет. "Можно предположить, что сейчас начнет формироваться запрос на увеличение числа комнат, пусть и небольших, — считает Мария Черная. — Новый функционал, возможно, получат и широкие лоджии с выведенными розетками и выпусками под установку светильника, где летом можно организовать и рабочее место, и пространство для отдыха".
По словам Натальи Козловой, люди и до начала пандемии по возможности стремились выбрать жилье с безопасной, закрытой территорией, рядом с зелеными зонами и водой. Однако запрет на прогулки в парках и на занятия спортом на улице неминуемо еще больше повысит спрос на проекты с закрытыми дворами.
По мнению директора по маркетингу RBI Михаила Гущина, во время карантина крайне актуальными стали тренажерные залы, а также наличие в доме коворкинг–зоны. "Раньше основным препятствием для создания подобных опций было нежелание людей платить за их обслуживание. Но во время карантина такие вещи, а также наличие клубных комнат, где можно посидеть и пообщаться, стали очень востребованными, и сейчас ситуация наверняка поменяется", — убежден Михаил Гущин.